«Преждевременно говорить, что рынок частных инвестиций достиг пика»
О геополитике, ключевой ставке и фондовых рынках
— Мировые финансовые регуляторы постепенно ужесточают монетарную политику в борьбе с инфляцией. Как вы оцениваете эффективность этих мер и их влияние на рынки капитала?
— Высокая инфляция в этом году действительно стала глобальным явлением, что вызвало обеспокоенность мировых центробанков.
Банк России активнее других начал ужесточать денежно-кредитную политику на фоне ускорения инфляции, и мы уже видим первые признаки стабилизации роста цен в еженедельных сводках Росстата. Однако, учитывая, что глобальная инфляция в развитых странах по-прежнему у максимумов, цены на сельхозпродукцию растут, игнорировать эти тенденции Банк России не может. Рынки ожидают ослабления проблем с цепочками поставок и замедления инфляции в следующем году, но ситуация остается неопределенной.
ФРС пока лишь начала сокращать темпы стимулирующей скупки облигаций и планирует повышать ставки в следующем году, тогда как ЕЦБ не торопится с подобными мерами. Поэтому говорить об эффективности действий центральных банков пока рано — изменения ДКП отражаются на инфляции лишь через несколько кварталов.
На фоне сохранения сравнительно комфортных монетарных условий рынок акций США — «барометр» для всех остальных мировых фондовых рынков — находится на своих исторических максимумах. Но при этом ситуация неоднородна: цены около 70% акций, входящих в индекс S&P 500, существенно ниже своих максимумов. Это создает возможности для профессиональных инвесторов, которые умеют отбирать отставшие от широкого рынка бумаги, обладающие потенциалом роста.
Если говорить про российский фондовый рынок, то первая половина декабря была нервной, рынок корректировался на 10% по индексу и на 15% в отдельных высококапитализированных «голубых фишках». Причина коррекции — сугубо российская специфика, в частности обусловленная геополитической напряженностью на Украине и вокруг газового проекта «Северный поток». Российский рынок акций сейчас предоставил инвесторам момент для пополнения позиций. Перспективы на следующий год выглядят неоднозначно: многие компании заплатят высокие дивиденды, в том числе из-за благоприятной ситуации на сырьевых рынках. Однако ужесточение денежно-кредитной политики, рост ставок в России и мире может вызвать повышенную волатильность на рынке акций, к тому же доходности облигаций становятся сравнимыми с дивидендными доходностями.
— Какую тактику избрать российским инвесторам в условиях повышения ставки Банком России? Рано ли пока говорить об инвестициях в долговые инструменты? Стоит подождать разворота тренда по ключевой ставке?
— Мы считаем, что уже сейчас ставки становятся интересными для того, чтобы начинать заходить на рынок облигаций, к тому же инвесторы позитивно отреагировали на смягчение сигналов на последнем заседании Банка России — вероятно, потенциал повышения ставки близок к пределу. Качественные имена первого эшелона сейчас дают доходность в районе 9-10% годовых, ОФЗ — 8,5% годовых. Это хорошая возможность зафиксировать высокую ставку на длительный срок.
Поддержку идее инвестирования в рублевые бумаги оказывает, помимо высоких ставок, относительная привлекательность российского рубля. Стоит отметить, что диверсификация портфеля в текущем цикле роста инфляции через государственные облигации с купоном, привязанным к уровню инфляции («линкеры»), себя оправдала только в самых «коротких» выпусках. Более долгосрочные «линкеры» не дали преимуществ в доходности перед классическими краткосрочными ОФЗ с фиксированным купоном.
О частных инвесторах и честности
— На российском фондовом рынке продолжается рост числа частных инвесторов. За год количество брокерских счетов увеличилось на 6,2 млн и достигло 15 млн. На рынок пришли даже те, кто раньше в основном хранил деньги во вкладах. Группа ПСБ видит этот переток на фондовый рынок по своей клиентской базе?
— Разумеется, такой интерес физических лиц к инвестированию напрямую затронул и группу ПСБ. Это потребовало от нас существенного пересмотра наших процессов, чтобы наши продукты соответствовали современным требованиям, а клиентский путь в мир инвестиций с нашей помощью был как можно короче, удобнее и понятнее.
Мы видим, что интерес растет, увеличивается доля клиентов, которые пользуются инвестиционными продуктами: активно открывают брокерские счета, покупают ПИФы.
У нас и в этом году, и в прошлом были рекорды по притоку как к брокеру, так и в управляющую компанию. За два года — трехкратный рост активов частных инвесторов в инвестиционных продуктах. Это касается всех сегментов — от массового до клиентов Private banking (премиальный банкинг — прим. ред.): с начала текущего года в два раза выросло привлечение средств частных инвесторов в паевые фонды управляющей компании группы ПСБ, а приток на брокерские счета увеличился более чем на 70%.
В прошлом году в группе ПСБ появилось специальное подразделение — департамент управления благосостоянием, который объединил продуктовые фабрики банка, брокера и управляющей компании для комплексного предложения инвестиционных продуктов всем клиентским сегментам. Цель группы ПСБ по инвестиционному бизнесу к концу 2023 года — семикратно нарастить клиентскую базу, трехкратно — активы. Первоочередная задача — более широкое распространение инвестиционных продуктов среди клиентской базы банка.
Огромную роль в росте интереса клиентов к инвестиционным продуктам играет цифровизация — доступность биржевой инфраструктуры в смартфоне, когда человек может купить ценные бумаги, следить за движением котировок, читать аналитику в мобильном приложении*, видеть в онлайне, какой доход обеспечили его инвестиции. Это совершенно другой опыт, другое восприятие. Ключевыми здесь являются безопасность и удобство сервисов.
Очевидно, что доля инвестиционных продуктов в сбережениях россиян будет расти. Сейчас ценные бумаги, по разным оценкам, составляют от 15% до 20% в общем объеме сбережений россиян. Например, в Западной Европе эта цифра составляет более 30%, в США — более 50%. Поэтому говорить о том, что рынок частных инвестиций в России достиг пика, сильно преждевременно. У нас есть возможность для роста, и мы ставим перед собой цель привлечь 30% от общего портфеля сбережений наших клиентов в инвестиционные продукты УК и брокера.
Большой импульс в развитии этого направления дают налоговые стимулы для частных инвесторов. Так было и после внедрения налоговых льгот по индивидуальным инвестиционным счетам, и так будет, по моему мнению, в случае введения дополнительных мер стимулирования частных инвесторов, которые финансируют российскую экономику на долгосрочной основе через ценные бумаги.
— А кстати, есть разница между клиентами брокера и управляющей компании? Может, в уровне доходов, возрасте? На какие клиентские сегменты ориентируется группа ПСБ — с каким уровнем доходов, социальным статусом, уровнем финансовой грамотности?
— Ключевая разница между самостоятельным инвестированием через брокерский счет и передачей активов в доверительное управление профессиональным управляющим — в аппетите к риску конкретного инвестора, в наличии у него свободного времени и желания самостоятельно разбираться в инвестиционных идеях и тенденциях рынков. Но в целом можно сказать, что клиентская аудитория управляющей компании — это, скорее, «сберегатели» по модели поведения, более консервативная и более зрелая возрастная группа нашей клиентской базы. Продукты УК — паевые фонды, стандартные стратегии доверительного управления — по своей модели в подавляющем большинстве случаев более диверсифицированные и поэтому менее рискованные. Что же касается личных портфелей более молодых инвесторов на брокерских счетах, то они, скорее, отличаются высокой концентрацией в отдельных секторах рынка и «точечных» инвестиционных идеях, что неизбежно влечет волатильность стоимости этих портфелей.
С учетом того, что интерес к инвестированию проявляют практически все категории экономически активного населения, мы стараемся не ограничивать себя искусственно каким-то конкретным клиентским сегментом, поскольку считаем, что среди многообразия современных инвестиционных инструментов можно найти решения для любой целевой аудитории. Нужно лишь правильно понять насущные потребности клиента и предложить ему продукт, наиболее полно их удовлетворяющий.
— С продажей инвестиционных продуктов начинающим инвесторам, которых сейчас большинство на российском рынке, возникает такая проблема, как мисселинг. Как вы это решаете?
— Наш принцип — честные отношения с клиентом. Мы заинтересованы выстроить долгосрочные отношения, чтобы клиенту было выгодно и спокойно работать с нами, чтобы он не разочаровывался и не паниковал при первой же просадке рынка. Подготовка, опыт и запросы у клиентов разные, поэтому важно иметь широкую линейку продуктов.
И, соответственно, мы способны предложить из нашей широкой инвестиционной линейки как наиболее простые, не требующие от клиента глубоких познаний и постоянного вовлечения в процесс инструменты (например, паи ПИФ или стратегии ДУ нашей управляющей компании), так и возможность самостоятельного выстраивания сложных инвестиционных стратегий использования инструментов срочного рынка в рамках брокерского обслуживания.
При этом, разумеется, мы привержены портфельному подходу в сфере личных финансов, когда все средства клиента должны быть правильно распределены между сбережениями и инвестициями в зависимости от профиля клиента.
Выбор всегда остается за самим клиентом, а наши консультанты лишь позволяют ему аккуратно и грамотно ответить на вопрос, что из наших продуктов лучше всего подходит ему в настоящий момент.
Перед нашими консультантами стоит задача оценить потребности клиента, горизонт инвестирования, толерантность к риску, уровень базовых знаний и навыков инвестирования и, повторюсь, предложить ему адекватный его уровню риска инструмент. Это ключевой момент, важный для выстраивания долгосрочных и взаимовыгодных отношений с нашими клиентами.
— Вы упомянули про роль цифровой инфраструктуры для инвестирования, важность мобильного приложения. Какие сервисы вы планируете сделать цифровыми?
— Дистанционное обслуживание — это сейчас абсолютный must have. Мы вывели в цифровые каналы продаж всю линейку наших ПИФов в мобильном приложении, на повестке дня — дистанционное оформление присоединения к стандартным стратегиям доверительного управления. Помимо продаж, мы используем онлайн-каналы для обучения инвесторов. Недавно запустили онлайн-курс «Школа инвестора» на сайте банка. Это цикл семинаров на прикладные темы — по видам активов, уровню их риска, налогообложению инвестиций и т. д. Полезно и для новичков, и для опытных инвесторов, которые готовятся к тестированию, и важный элемент финансовой грамотности населения.
— Могут ли цифровые продукты заменить личное общение с инвестиционным консультантом? В особенности в сегменте Private banking?
— Несмотря на то что в сегменте Private banking всегда максимально консервативная аудитория, с 2020-го мы наблюдаем рост числа подключений к каналам дистанционного обслуживания. Это обусловлено тем, что намного быстрее и проще самостоятельно проводить операции. Если раньше клиенты Private banking взаимодействовали исключительно лично с персональным менеджером, инвестиционным консультантом, то в последние годы клиентская база Private banking молодеет, и мы видим, как растет использование цифровых сервисов. Определенную роль сыграла и пандемия: в период строгих ограничений многие клиенты Private banking, которые раньше не пользовались мобильным приложением и даже не устанавливали его, были вынуждены выйти в онлайн — и сейчас привыкли к цифровым каналам и охотно пользуются ими. Вместе с тем мы считаем, что в России в перспективе сохранится гибридная модель, так как, помимо удобства, очень важно личное общение. Да и вряд ли без личной консультации с финансовым экспертом банка клиент самостоятельно будет приобретать сложный для него продукт онлайн.
Поэтому однозначный ответ: цифровые сервисы в сегменте Private banking полностью не смогут заменить личное общение, но они смогут сделать его более комфортным.
— Как изменились запросы VIP-клиентов в этом году?
— Спрос на услуги сильно не изменился: это по-прежнему все формы инвестиционных продуктов, депозиты, банковские карты, запросы в консьерж-сервис, который мы запустили в прошлом году, и консалтинговые услуги. Больший интерес у клиентов вызывают продукты УК. В этом году мы расширили спектр партнеров. В последнее время фокус смещается на классические банковские вклады, что понятно: растущая ключевая ставка позволяет получить приемлемую доходность.
Кроме этого на фоне роста инфляции в этом году вырос спрос на физическое золото в виде инвестиционных монет. А также мы наблюдаем интерес состоятельных клиентов к потребительским кредитам и ипотеке, что раньше было крайне редким явлением. Многие клиенты предпочли инвестиции в недвижимость, стоимость которой только растет, и мы готовы поддержать их нашим кредитным предложением.
— Можете поделиться, какой стратегии управления вы сейчас советуете придерживаться?
— Сбережения разумно держать в диверсифицированном портфеле из разных классов активов и в разных валютах. Сейчас, когда во всем мире и в России преобладают риски инфляции, целесообразно иметь в портфеле активы с повышенным уровнем риска, потенциальный доход от которых превысит инфляцию: сырье, акции (причем как так называемые акции «стоимости» компаний традиционных отраслей экономики, так и качественные технологические компании «роста»), недвижимость.
Хорошим примером рынка акций «стоимости» является российский фондовый рынок, на котором значительная доля компаний, связанных с сырьевым, финансовым секторами. В текущем цикле цен на сырье и сравнительно дешевом рубле эти компании генерируют отличный дивидендный поток, а на фоне периодических «вбросов» геополитических рисков они стоят по мультипликаторам дешевле аналогов на развивающихся рынках.
Что касается более консервативных активов — депозитов, облигаций, — то, исходя из понимания, что мы находимся в конце цикла повышения ставок в России, следующий год вполне может стать годом инструментов с фиксированным доходом, когда будет целесообразно активно увеличивать долю рублевых депозитов и облигаций в сберегательном портфеле. Процентные ставки в национальной валюте в России сравнительно высоки в реальном выражении против конкурентов из развивающихся стран, которые только входят в цикл ужесточения денежно-кредитной политики. Российский регулятор действовал и продолжает действовать более решительно, а значит, мы ближе к моменту разворота цикла ставок.
При этом в любом случае удобнее строить портфель из готовых инвестиционных продуктов, управляемых профессиональными специалистами, — например, открытых и биржевых ПИФов. Сейчас доступны ПИФы на самые разные классы активов, а для долгосрочного «сберегателя» фонды дают еще и налоговые преимущества.
ПАО «Промсвязьбанк» / 16+
Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте www.psbank.ru