Интерфейс для отдыха: как IT помогают туроператорам и покупателям найти друг друга
Когда RUSSPASS стартовал летом 2020 года, информация партнеров — туроператоров, музеев культурных центров, ресторанов — обрабатывалась фактически вручную. Любые изменения в расписании и ценах, представленных на сервисе, требовали участия менеджера RUSSPASS. Разумеется, со временем необходимо было оптимизировать работу. Число партнеров множилось, изначально московская инициатива превратилась в проект, охвативший все 85 регионов страны.
Новый программный интерфейс (API) позволяет оптимизировать работу. Партнеры могут практически автономно передавать данные о предложениях по отдыху в России, а сервису не нужно тратить ресурсы на актуализацию данных. Такая интеграция важна в первую очередь для крупных игроков туристического рынка. Но при этом значительно расширяются возможности пользователей сервиса: вместо небольшого количества готовых туров или разрозненных экскурсий они получают больше возможностей спланировать подходящее путешествие для себя.
Перестройка связей
Команда RUSSPASS с самого начала понимала, что при большом количестве партнеров будет проще и эффективнее работать через собственный API. «У менеджера ограниченный ресурс, ему сложно постоянно собирать и обновлять информацию партнеров, у каждого из которых могут быть тысячи туров, — говорит Диана Христова, начальник управления по развитию партнерской сети RUSSPASS. — Когда число партнеров сервиса пошло на сотни, мы решили поскорее переходить на цифровые каналы взаимодействия».
Раньше все партнеры заполняли форму о себе и своей линейке продуктов, а после команда RUSSPASS модерировала и выкладывала информацию на сервисе. Все изменения приходилось вносить через менеджера RUSSPASS. Эта опция и сейчас сохранилась для тех, кому не нужно постоянно обновлять информацию и у кого нет службы техподдержки: без IT-специалистов разобраться с API непросто. Это, например, самозанятые гиды и экскурсоводы, рестораторы и создатели небольших музеев. Всего у сервиса уже более 900 партнеров, и крупных среди них — несколько десятков. Это в основном туроператоры или развлекательные объекты, которые каждый день пропускают сотни или тысячи туристов (например, московский детский парк профессий «Кидзания» или Воронежский океанариум).
На интеграцию API у RUSSPASS ушло около полугода. «Мы постарались учесть все потребности отрасли и структурировали информацию, — рассказывает Диана Христова. — В функциональном блоке «Продукт» собрано все об услугах, тарифах, билетах, графике работы и количестве касс. В блоке «Контент» — описание, фото, ссылки на сайт и соцсети, в «Отчетности» — аналитика по продажам и закрывающие документы. Тут удобно работать и даже экспериментировать с продвижением, отталкиваясь от аналитики по спросу на продукт: смотреть, какой контент эффективнее, и менять тот, который не вызывает отклик у аудитории».
Сервис присылает партнеру технические ключи и спецификацию, а дальше все зависит от компании. «На то, чтобы разобраться с терминологией и все настроить, требуется пара дней, — отмечает руководитель департамента IT-инфраструктуры «Кидзании» Вячеслав Чигоревский. — Зато потом менять информацию можно буквально за минуты. Процесс взаимодействия ускоряется в разы, и это дает возможность экспериментировать: проводить акции, продавать билеты на более длительный срок. Наша маркетинговая команда начинает двигаться в эту сторону». До RUSSPASS «Кидзания» сотрудничала по API с другим сервисом». Но там всю информацию, по словам «Кидзании», вносит сотрудник сервиса.
«Иногда представители туроператоров удивляются, зачем подключаться к нашему API, если у них есть свой, — говорит Христова. — Мы объясняем, что нам понадобится много времени на подключение к сторонним API каждого партнера по отдельности. А у них уже сейчас появилась возможность полноценно продвигать всю линейку своих продуктов с помощью нашего сервиса».
Грани интеграции
Туроператор «Алеан», один из старейших в России, не первый год использует собственный API в работе с партнерами — например, с Ostrovok.ru, «Травелатой», Level.travel. Но когда RUSSPASS представил свою разработку, сомнений в необходимости подключения не возникло.
Среди предложений компании не только готовые туры, но и множество их составляющих вроде авиабилетов, экскурсий и гостиничных номеров, зачастую с динамическим ценообразованием. «Вводить вручную все варианты, что у нас есть, неэффективно, да и попросту невозможно, — объясняет Уманский. — В нашей базе миллионы предложений, из которых можно скомпоновать путешествие в желаемые даты: выбрать маршрут, транспорт, отели, экскурсии. Без подключения к API мы могли дать RUSSPASS лишь около десятка готовых туров, в которых пользователь ничего не может поменять, например, поездку по Золотому кольцу в определенные даты с определенной программой».
По мнению Уманского, в турбизнесе, как и в других сферах, сейчас лидируют технологически продвинутые компании. Если раньше крупные турагентства конкурировали по числу клиентских офисов по России, то сегодня онлайн-агрегаторы конкурируют по числу предложений и настройкам, которые позволяют собрать максимально подходящую клиенту поездку. «Мы ждем интересных решений с использованием искусственного интеллекта, — делится Уманский. — А уж технологическая интеграция в турбизнесе сегодня — насущная необходимость».
В RUSSPASS теперь думают дистрибутировать свой контент о путешествиях пользователям других сервисов. Например, цифровому проекту «Город Онлайн» для жителей городов Заполярья и Сибири (реализуется ООО «Единство» группы компаний «Норникель»). «Мы можем передавать через API наш контент для блока сервиса о туризме в этом регионе, — говорит Диана Христова. — Или интегрировать свой контент в ресурсы перевозчиков, в том числе, например, для их медиаэкранов в самолетах, автобусах или поездах».
Что в итоге получают пользователи? Уникальную возможность сравнивать, выбирать и составлять свой личный план путешествия или отдыха в любом регионе России. Если в конце октября на RUSSPASS было 3380 предложений, то в декабре их уже свыше 3500.