К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От вдохновения к праву: почему защита контента важна для креативного бизнеса

От вдохновения к праву: почему защита контента важна для креативного бизнеса
Согласно данным НИУ ВШЭ, ежегодный убыток из-за недостаточного внимания к охране, защите и монетизации интеллектуальной собственности в России составляет 3,52 трлн рублей. На креативном рынке ущерб оценивается примерно в 300 млрд рублей. Как правильно управлять нематериальными активами? Вместе с экспертами по интеллектуальной собственности в креативных индустриях разбираемся в нюансах защиты и потенциале капитализации таких активов.

По данным исследовательской компании InsightSLICE, объем мирового рынка создания цифрового контента к 2030 году достигнет $38,2 млрд при темпах роста 12% в период с 2020 по 2030 год. Стремительное развитие виртуальной реальности и технологий искусственного интеллекта создает повышенный спрос на инструменты для создания цифровых продуктов. Но, как подтверждают данные НИУ ВШЭ, креаторы часто упускают свою выгоду: нередко они не полностью осведомлены о возможностях заработать на принадлежащих им объектах интеллектуальной собственности, недооценивают риски и дополнительные расходы, к которым может привести недостаточное внимание к юридической защите нематериальных активов.

Несмотря на то что само понятие «креативные индустрии» появилось относительно недавно и еще не закреплено в России на законодательном уровне, в цифровой среде уже существуют все необходимые инструменты для эффективной защиты интеллектуальной собственности блогеров, художников, музыкантов. Мы поговорили с экспертами по интеллектуальной собственности в креативных индустриях о нюансах, которые должен учитывать каждый креатор, а также о цифровых инструментах, при помощи которых творческий предприниматель может эффективно и легко защитить свой актив.

Новые объекты интеллектуального права и нюансы их защиты

— На первый взгляд сложно даже примерно охватить круг вопросов сферы IP в цифровой среде. Один автор захочет защитить от копирования собственный пост, второй ― созданный им интернет-мем, а третий ― избежать имитации веб-сайта конкурентами. Действительно, у многих авторских объектов в сети большой потенциал с позиции признания и защиты, однако это требует реакции как законодателя, так и операторов цифровых платформ, ведь сегодня именно они в пользовательских соглашениях определяют «судьбу» многих созданных пользователями объектов.

— Инфобизнес — быстрорастущий сегмент, адаптация к которому еще не завершилась. Пока что он вписывается в понятие комплексного (аудиовизуального) объекта интеллектуального права. Соответственно, пока он работает по этим законам, он точно так же подлежит депонированию. В программу образовательных курсов часто входят различные видеоролики, документы в формате PDF, Word, аудиофайлы. Этот составной объект вполне можно защитить как архив, причем нет необходимости проделывать эту процедуру для каждого из объектов архива.

— Растет популярность и у технологии создания виртуальных копий известных личностей. Они генерируются нейросетью и используются в рекламных роликах и сериалах с разрешения правообладателей, как правило, на возмездной основе. Для производства контента в соцсетях также применяются технологии создания поддельных элементов в видео (голоса человека, черт лица и прочего) при помощи нейронных сетей, известные как технологии дипфейков. Отличие в том, что в социальных сетях сгенерированные на основании уже имеющихся фото- и видеоизображений объекты используются без разрешения правообладателей и не только нарушают их интеллектуальные права, но и зачастую наносят ущерб репутации и причиняют моральный вред.

Авторская интерпретация, художественное заимствование и плагиат — где грань?

Алексей Абрамов:

— В российской практике только начинают намечаться границы таких понятий, как «неправомерная переработка», «параллельное творчество», «доктрина добросовестного использования». Очевидно, что далекими от разрешения остаются многие актуальные вопросы ― например, допустимость стриминга, пределы цитирования произведений в критических обзорах, оригинальность произведения как условие его охраны. Законодателю и судам только предстоит найти баланс интересов различных участников рынка и предложить оптимальное регулирование. Стоит ожидать, что количество споров с развитием игровой индустрии и платформ для блогеров будет только расти.

— Авторское право распространяется как на сами созданные произведения, так и на их производные — переработку, экранизацию, аранжировку, инсценировку. Также авторские права распространяются на часть произведения, на его название, образ персонажа, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. А вот на идеи авторские права не распространяются.

Поэтому только автор может использовать, интерпретировать свое произведение или его персонажей каким угодно способом. Так, Николай Носов, придумавший Незнайку, даже отправил его на Луну. Художественное заимствование возможно только в отношении идеи. Поэтому фанфик (произведение, созданное по мотивам книги) возможен, а вот с участием главных или второстепенных действующих лиц или отдельных эпизодов произведения ― нет. То есть можно написать книгу про детей с необычными способностями («Академия «Амбрелла»), а вот написать новые приключения Гарри и его друзей в известном сеттинге нельзя — это будет плагиатом и незаконным использованием.

С учетом того что с каждым днем создается все больше авторских произведений (книг, статей, настольных игр, рисунков и т. п.), споров в этой сфере меньше не становится, но упомянутые выше принципы помогают авторам защитить свои права.

Новые цифровые инструменты в помощь креаторам

Алексей Абрамов:

— В 2021 году широкое распространение получили NF-токены как средство поддержания уникальности и коммерческой ценности цифрового объекта (достаточно вспомнить широко обсуждавшуюся продажу Эрмитажем токенов картин из своей коллекции). Впрочем, кажется, что полезно будет использовать комплексные решения по управлению и защите прав на свои объекты. Речь может идти о платформах, аккумулирующих сведения о состоянии самых разных объектов (товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований) и отслеживающих действия потенциальных нарушителей.

Наталья Полианчик:

— Ускорение оборота вынуждает автора и потенциальных контрагентов искать возможности для сокращения времени, потраченного на согласование условий сделки, подготовку договора и прочего. На сегодняшний день решением этой проблемы стали цифровые сервисы фиксации данных, которые используют технологию блокчейн. Это позволяет закрепить права на объект интеллектуальной собственности, предоставить безопасный доступ к актуальной информации об объекте и транзакциях, произведенных с ним, любому лицу без посредников. Кроме того, благодаря особенностям технологии блокчейн внесенную в систему информацию невозможно изменить, заменить или удалить, поэтому правообладатель может использовать этот цифровой инструмент для защиты своих прав в случае возникновения споров.

Еще одним цифровым инструментом являются смарт-контракты, также основанные на технологии блокчейн. Их ключевая задача — обеспечить проверку и исполнение условий договора. «Умные» договоры упрощают совершение сделок и позволяют избежать рисков и ошибок, исключить влияние человеческого фактора.

Советы креаторам новой волны: микроинфлюенсерам, музыкантам и художникам

Николай Турубар:

— Прежде чем показывать кому-то объект своего интеллектуального труда, его следует депонировать, что гарантирует хотя бы минимальную защиту. В США это впитывается с молоком матери: когда люди придумывают идею, то следующим пунктом патентуют все, что можно запатентовать. В России мы пока еще живем в других реалиях. Соответственно, если вы музыкант, то, прежде чем отправить свой новый трек даже продюсеру или на радио, просто задепонируйте его. Это избавит вас от большого количества проблем.

Наталья Полианчик:

— Разумеется, на основании депонирования нельзя безусловно установить авторство. Эта процедура подтверждает наличие определенного экземпляра произведения в определенный момент времени. Но, несмотря на то что законом депонирование никак не урегулировано, на практике оно активно используется в спорах об авторстве. Дело в том, что в авторском праве закреплена презумпция авторства. В случае судебного разбирательства противная сторона будет вынуждена представить опровергающие презумпцию авторства доказательства. В противном случае решение будет вынесено в пользу стороны, представившей сертификат о депонировании.

Сергей Бекренев:

— Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей — например, исключительные права на видеоролик возникают у блогера в момент создания контента. Если кто-то решит его позаимствовать без согласия блогера, это может быть расценено как нарушение авторских прав. При этом отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства. Например, об авторстве конкретного лица на фотографию/видео может свидетельствовать, в числе прочего, представление этим лицом необработанной фотографии или видеокадров всего съемочного процесса, в том числе не вошедшего в опубликованную версию блога. Поэтому черновики имеет смысл сохранять.

Для передачи по наследству и отчуждению тоже не нужно оформлять никакие свидетельства: в договоре нужно лишь указать идентифицирующие признаки конкретного видеоблога, подлежащие передаче/продаже.

Блогерам закон не писан?

Сергей Бекренев:

— Так как попытка, предпринятая в 2014 году («Закон о блогерах»), потерпела неудачу, сегодня понятия «блогер» в законодательстве нет, но эту сферу регулирует целый ряд законов, например: «О рекламе», «О защите конкуренции», «О средствах массовой информации.

В российской креативной среде давно назрела необходимость закона о блогерах, в котором будут закреплены важные правовые аспекты: само понятие «блогер», рекламное взаимодействие, защита прав, взаимный пиар и т. д.

Также важна и защита потребителей в этой сфере: появилось большое количество разнообразных марафонов и курсов, которые часто продают воздух ― например, исполнение желания. Доказать, что потребитель был обманут и попался на удочку мошенников, в этом случае практически невозможно.


Краткая инструкция для креаторов

1. Сохраняйте исходники текстов, видео, проекты песен. Например, фотографы часто хранят необработанные фото или фото с расширенными краями как подтверждение своего авторства, другие стараются запечатлеть процесс создания какого-либо произведения на видео.
2. При заключении рекламных контрактов руководствуйтесь нормами законодательства. Несмотря на отсутствие в российском законодательстве специального регулирования деятельности креаторов, создателям творческого контента нужно не только быть внимательным с позиции авторских прав, но и следить за соблюдением публичного законодательства.
3. Фиксируйте авторские права в поисковиках. «Яндекс» и Google предоставляют возможность зафиксировать авторские права: так, в вебмастере «Яндекса» можно разместить текст до публикации, подтвердив тем самым свое авторство.
4. Защищая свою интеллектуальную собственность, помечайте ее специальными знаками. Знак охраны авторского права (©) сам по себе ничего не защищает, но информирует окружающих о том, что контент был создан определенным человеком, считающим себя обладателем исключительных прав на него.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+