«Мы смотрим в сторону партнерства с международными компаниями»
— Несмотря на пандемию и ограничения, рынок ВЭД в 2021 году восстанавливается быстрее прогнозов. По оценкам экспертов, рост составит более 20% год к году. Каковы ожидания Альфа-Банка от этого и следующего года?
— По нашим прогнозам, рост рынка ВЭД в 2021 году составит 29%. Таким образом, мы восстановимся до уровня, превышающего допандемийный 2019 год. В этом году активность большинства отраслей заметно выросла, открылись границы, влияние пандемии стало менее заметно, чем в ее первую волну. Кроме этого выросли цены на нефть и газ, что традиционно увеличивает объемы экспортной выручки. Плюс эффект низкой базы, которую мы наблюдали в 2020 году, когда границы были закрыты и сектор услуг серьезно просел. Стоит отметить, что после быстрого восстановления рынка в 2022 году мы ожидаем слабый рост по внешней торговле — 4–6%.
— С какими проблемами сегодня сталкиваются компании при экспорте и импорте товаров?
— Уже не первый год участники рынка сталкиваются с целым комплексом рисков.
Первый риск — это административное давление на бизнес. Статистика сборов ФТС за 9 месяцев 2021 года превышает плановые значения на 33%. С одной стороны, это благоприятный фактор для российского бюджета. С другой — усиление таможенной нагрузки сдерживает развитие участников ВЭД.
Второй риск — это резкое изменение курсов иностранных валют. Девальвация рубля, которая происходит у нас с регулярностью раз в четыре-пять лет, заставляет импортеров строить планы с учетом этого фактора. Участники ВЭД формируют бюджетный курс, но и он не может закрыть риск изменения стоимости курса валют уже на 20–30%.
Третий риск — геополитика. Нефть и газ подорожали, но рубль при этом укрепился незначительно. Говорить о стабильности долгосрочного курса не приходится, пока присутствуют данные риски.
— А что касается законодательных инициатив — насколько это фактор важен сегодня для участников ВЭД?
— Безусловно, участникам ВЭД крайне важно соблюдать нормы валютного законодательства, потому что в нем предусмотрены все виды ответственности: гражданская, административная и уголовная. Например, ответственность за возврат авансовых платежей в случае импорта. Если наш импортер платит вперед за товар, он обязан ввезти его на территорию РФ в оговоренные контрактом сроки. Если этого не делать, то компания нарушает нормы статьи 19 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». На практике участники ВЭД сталкиваются с коммерческими рисками и убытками и при этом получают штрафные санкции от государства.
Вместе с тем государство стремится к сокращению избыточных требований. В частности, в 2020 году для экспортеров было отменено требование о репатриации валютной выручки в российских рублях, а в 2021 году — в иностранной валюте для несырьевого сектора. Теперь компании могут зачислять экспортную выручку на счета за рубежом. В 2022 году Банк России планирует повышение пороговой суммы учета контрактов для экспортеров с 6 млн до 10 млн рублей.
— Если говорить о валютном законодательстве, то чем может банк помочь клиенту?
— Альфа-Банк помогает решить широкий спектр вопросов, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности. Это применение норм валютного законодательства, порядок и сроки предоставления документов, корректность составления контрактов и документооборота с иностранными контрагентами. Мы каждый квартал проводим вебинары с клиентами, где рассказываем обо всех изменениях валютного законодательства, в том числе планируемых. А также о наших сервисах, которые помогают участникам ВЭД в ежедневной деятельности.
В частности, у нас есть сервисы предупреждения рисков нарушения валютного законодательства. Они встроены в наши каналы дистанционного банковского обслуживания. «Календарь ВЭД» показывает актуальные сроки предоставления документов валютного контроля. Клиент может подключить на электронную почту рассылки по валютному контролю по 9 видам событий. При зачислении экспортной выручки клиенты сразу видят сроки предоставления документов. Для контроля репатриации авансовых платежей клиент может воспользоваться моментальным отчетом об ожидаемых сроках. Все виды сервисов доступны для использования как экспортерам, так и импортерам.
— Как банк помогает снизить возникающие риски при работе на рынке ВЭД?
— Проведение валютных операций и прохождение валютного контроля — это лишь часть потребностей клиентов при ведении ВЭД. Клиентам необходимо найти надежного контрагента, заключить с ним контракт на выгодных условиях с соблюдением всех норм законодательства, выстроить эффективную систему трансграничной логистики и быстро пройти таможенное оформление. В дальнейшем клиентам может потребоваться поддержка при решении вопросов с органами валютного контроля — ФТС и ФНС. Клиенту важно получить комплекс нефинансовых услуг в одном месте. Именно поэтому мы постоянно расширяем партнерскую сеть, привлекая к сотрудничеству самых надежных и высококвалифицированных партнеров на рынке. Данное направление непрерывно развиваем с 2019 года.
Что касается коммерческих рисков для компаний, по этому направлению банк может предоставить сервис проверки иностранных контрагентов. Мы планируем запустить его в 2022 году. Он позволит проверить финансовую устойчивость, риски банкротства, мошенничества со стороны контрагента. Начнем с проверки компаний из Китая. Имея опыт проверки российских контрагентов, клиенты ожидают появления данного сервиса по иностранным контрагентам по всему миру. Мы собираемся развивать его в партнерстве с одной из крупнейших международных консалтинговых компаний в мире. В этом наше отличие — мы смотрим в сторону партнерства с международными компаниями, которые обладают большим массивом данных, потому что у наших клиентов множество партнеров в разных странах мира.
— Какие типы операций наиболее востребованы у клиентов на валютном рынке?
— Прежде всего это классический обмен валюты. Здесь рынок предоставляет массу вариантов как по срокам исполнения сделки (сегодня, завтра, послезавтра), так и по способу (по текущему/желаемому/средневзвешенному курсу). Также востребованы своп-сделки, хеджирование валютных рисков через форвард, опционы и другие производные инструменты. Мы видим, что даже малый бизнес идет к тому, чтобы заключать сделки с опционами. При этом инструменты хеджирования рисков на банковском рынке пока учитывают не все их потребности. В ближайшее время мы будем активно развивать это направление.
— Вы имеете возможность одновременно работать как с биржевым, так и с внебиржевым рынком. Что это дает клиентам?
— У нас есть возможность предоставить лучший курс на любой объем сделки. Кроме этого наши клиенты получают возможность конвертации в праздничные дни в России, когда работает валютный рынок за рубежом. Цель, которую мы ставим перед собой, — доступ к конвертации в режиме 24/5, а затем и 24/7.
— Как изменились объемы конверсионных оборотов клиентов Альфа-Банка в 2021 году по сравнению с предыдущими годами?
— За 10 месяцев 2021 года мы видим рост оборотов клиентов малого и среднего бизнеса 36% к 2020 году. Наши темпы опережают среднерыночные на 7%.
Стоит отметить, что в 2020 году, когда рынок ВЭД упал на 14%, обороты конвертации клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) выросли на 20% к 2019 году.
В 2022 году мы ожидаем рост оборотов в сегменте МСБ на 17%. При этом рынок в целом, по нашим данным, покажет рост около 6%. Наша цель — расти быстрее рынка за счет лучшего сервиса.
— Как вы оцениваете свои позиции по конверсионному обороту клиентов на российском рынке?
— Если говорить про сегмент малого и среднего бизнеса (выручка до 10 млрд рублей), то на текущий момент мы находимся на втором месте после Сбербанка. Доля Альфа-Банка на российском рынке в сегменте МСБ в 2021 году выросла с 12,4% до 13,5%. На ближайшие три года мы планируем вырасти еще на 3% — до 16,5% рынка.
— В конце ноября российский рубль и фондовый рынок пережили серьезный обвал. Как эта ситуация повлияла на ваших клиентов?
— Серьезного спада в транзакционной активности или в поставках наших клиентов мы не видим. В конце года традиционно высокий сезон для бизнеса. Если ситуация марта 2020 года повторится и границы резко начнут закрывать, в частности из-за нового штамма «Омикрон», пострадают в первую очередь туристическая отрасль и сфера услуг. Отмечу, что в структуре рынка ВЭД превалирует «товарный» рынок, который в 7 раз выше, чем рынок услуг. «Товарный» рынок на протяжении всего 2021 года показывает рост, спада мы не ожидаем.
— За счет каких технологий вы планируете конкурировать на рынке?
— Я бы выделила три ключевых направления.
Первое — мы развиваем суперсервисы по ВЭД. Они направлены на максимальное улучшение клиентского опыта работы с банком. Планируем закрыть риски, связанные с ошибками заполнения валютных платежей. Например, сервисы валидации реквизитов получателя, чтобы клиент смог проверить их корректность до отправки платежа и тем самым сэкономил время и деньги на межбанковских комиссиях. Система SWIFT также запустила на рынок новое решение, которое уже интегрировано в наши бэк-системы, осуществляющие международные расчеты. В ближайшее время мы ожидаем масштабирование сервиса на остальных банков-участников по всему миру. В направлении конвертации, помимо улучшения текущего сервиса и расширения способов совершения сделок, мы смотрим на продвинутые системы аналитики — многим клиентам нужно, чтобы банк предоставил инструменты для прогноза курса, новости и обзоры рынка.
Второе — моментальные трансграничные валютные платежи. Мир ускоряется, и платежи в ближайшем будущем будут проходить в реальном времени. Все международные платежные системы активно работают над этим. Если раньше платежи совершались за два дня, то сейчас 95% платежей проходят за два часа, 50% — за 30 минут. Думаю, что через пару лет клиенты будут принимать мгновенный перевод за данность.
И третье направление — комплексное решение любых запросов клиентов по ВЭД. Это и оформление документов, и мониторинг сроков, и экспертиза контрактов на наличие коммерческих рисков с учетом таможенных процедур и валютного законодательства. Будем работать над предложением комплексного консалтинга. Банк на основе аналитики может давать клиентам информацию, на какой рынок стоит выходить, как закрыть риски, в чем специфика работы с той или иной страной.
Также для начинающих участников ВЭД мы считаем перспективным запуск «Школы ВЭД» с участием ведущих партнеров, закрывающих все аспекты ведения ВЭД: логистику, оценку рынка, налоговое и валютное администрирование. Мы будем разрабатывать федеральные партнерские программы, чтобы закрывать потребности любой отрасли.
— Тренд последних лет — снижение доли доллара США в международных расчетах. Какие, на ваш взгляд, перспективы у доллара в качестве валюты международной торговли?
— Доллар США — это ключевая мировая валюта. Его доля в расчетах, согласно статистике клиентов Альфа-Банка, стабильна — более 50% в объемах импорта и 80% по экспортной выручке. Если посмотреть динамику последних четырех лет, мы видим, что доллар США занимает стабильное положение, поэтому в ближайшие годы он останется ключевой валютой расчетов участников ВЭД в России. На втором месте расчеты в евро, которые также по-прежнему занимают значимый объем: 22,5% по импорту, 14,7% по экспорту в 2021 году.
Стоит также отметить новый явный тренд во всех сегментах бизнеса. Это переход расчетов на национальные валюты с азиатскими партнерами: китайский юань, японскую иену и казахский тенге. За последние три года по импорту доля юаня увеличилась на 2%, иены — в 4 раза, тенге — в 3,5 раза. Думаю, на долгосрочном горизонте возможен паритет между евро и китайским юанем.
— А что происходит с расчетами в сегменте крупного бизнеса?
— По импорту динамика валют в этом сегменте неравномерна. За последние годы мы наблюдаем резкий рост доли казахского тенге: 1,2 п. п. в 2019 году и 0,6 п. п. в 2020 году. А вот доля доллара США и евро за три года немного сократилась: 0,7 п. п. и 0,6 п. п. соответственно.
В экспорте очевиден тренд роста доли доллара США на 1,3 п. п., евро на 1,1 п. п. и китайского юаня на 0,8 п. п. В то же время доля российского рубля снижается на 3,2 п. п.
— Для сегмента МСБ характерны такие же тенденции?
— В сегменте МСБ за последние три года доля китайского юаня в расчетах по импорту выросла в два раза — до 6%, по экспорту — в десять раз — до 7%. Доля юаня будет и дальше расти.
Аналогичный рост мы видим и по иене. Если в 2018 году ее доля была 0,2%, то в 2021-м уже 0,6%.
Тем не менее основной валютой расчетов, безусловно, остается доллар США — 52,1% в импорте и 80,7% в экспорте.
Что касается перспектив российского рубля, то в ближайшие годы он вряд ли станет основной валютой расчетов для дальнего зарубежья. Особенно при получении экспортной выручки, где доля рубля постоянно снижается. Причина в экономических факторах — наша зависимость от сырьевого сектора плюс геополитический фактор.
— Значимое место сейчас занимает тема ESG. Каких изменений на рынке ВЭД в связи с развитием «зеленой темы» вы ожидаете?
— Мы наблюдаем за этим направлением, ждем изменений подходов в части кредитования и торгового финансирования. Банки будут все тщательнее смотреть на своих клиентов, разрабатывать специальные продукты для компаний, занимающихся развитием «зеленых технологий». Стоит отметить, что зарубежные партнеры наших клиентов в Европе и США уже смотрят, насколько компания соответствует стандартам ESG, что важно при ведении ВЭД. Вероятно, компании, которые не соответствуют стандартам ESG, будут перестраивать свою деятельность для соответствия стандартам либо сокращать свой бизнес на рынке, который чувствителен к ESG-стандартам. Альфа-Банк является центром ESG-экспертизы. Мы готовы помогать нашим клиентам трансформироваться с учетом лучших международных практик устойчивого развития.
АО «Альфа-Банк»