К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Угадай мелодию: как цифровые сервисы помогают зарабатывать на авторском праве

Угадай мелодию: как цифровые сервисы помогают зарабатывать на авторском праве
Несколько крупных сделок по продаже прав на музыкальные каталоги прошли в последние пару лет. Боб Дилан продал Universal права на все свои песни более чем за $300 млн (около 22,2 млрд рублей — декабрь 2021), Шакира продала Hipgnosis Songs Fund каталог из 145 песен (сумма сделки не разглашается). Монетизация исключительного права и права на вознаграждение в музыке оказалась особенно востребована на фоне пандемии, ограничившей для артистов иные возможности заработка.

Кажется, перспективы этой модели монетизации вполне радужные. Однако для того, чтобы зарабатывать на вознаграждениях, их надо уметь собирать. Отсюда рост интереса к сервисам мониторинга публичного исполнения, появление новых технологий и инструментов в этой сфере.

До недавнего времени бизнес, собирающий для музыкантов авторское вознаграждение и распределяющий его между ними, считался непрозрачным. Общества по коллективному управлению правами (ОКУП) собирали статистику на основании ротации радиостанций и заполненных вручную отчетов пользователей о публичном исполнении (например, в кафе и гостиницах). Подход был удобен звездам, но крайне невыгоден менее известным артистам: в радийную ротацию их не брали, при заполнении отчетов о публичном исполнении о них забывали. Недовольство правообладателей снижало доверие к ОКУПам.

Цифровые возможности

Ситуация начала меняться около пяти лет назад, когда на рынке появились цифровые мониторинговые сервисы, которые позволяют ОКУПам следить, сколько раз треки того или иного правообладателя были исполнены в течение месяца, и на основе этого рассчитывать вознаграждение. Пока таких решений в мире не так уж много. Функции сервисов варьируются — один лучше мониторит живые выступления, другой лучше определяет композиции в рамках DJ-сета, третий лучше мониторит радио, четвертый имеет большее покрытие. В основе этих решений, как правило, лежит технология наподобие Shazam, позволяющая в течение нескольких секунд идентифицировать композицию.

Например, китайский ACRCloud и испанский BMAT умеют мониторить радио и ТВ. Британский сервис Audoo, в который не так давно Пол Маккартни инвестировал почти $10 млн (около 740 млн рублей — декабрь 2021), специализируется исключительно на мониторинге помещений: HoReCa, ретейл, концерты (с помощью устройства с микрофоном, которое прослушивает все вокруг, он идентифицирует композиции и отправляет данные клиентам: лейблам, ОКУПам и музыкантам). Американский PEX специализируется на мониторинге социальных сетей и стриминговых сервисов. Голландский DJMonitor отслеживает преимущественно лайвы.

Цифровые мониторинговые сервисы позволяют следить, сколько раз треки того или иного правообладателя были исполнены в течение месяца, и на основе этого рассчитывать вознаграждение

Для ОКУПов серьезную сложность традиционно представляло разнообразие каналов распространения музыкального контента: телевидение, радио, концерты, ночные клубы, бары, рестораны, гостиницы, магазины. Для справедливого вознаграждения правообладателей важно, чтобы ОКУП обладал полной информацией о каждом источнике распространения и имел возможность использовать эти данные для расчетов. Да и правообладателю куда удобнее постоянно видеть перед глазами цельную картину.

И пять лет назад такая возможность появилась — российский сервис FONMIX, универсальное решение для мониторинга всех каналов. Сервис анализирует эфирное, кабельное и спутниковое вещание, радио, интернет-стримы, подкасты, социальные сети и любые другие каналы распространения охраняемого контента в 130 странах мира и на более чем 40 000 радиостанциях, телеканалах и стримах. В отличие от голландских коллег, которые мониторят 15-секундные отрезки вещания и могут пропустить небольшой аудиофрагмент (например, рекламу с охраняемой композицией), FONMIX производит распознавание каждых 5 секунд на базе технологий AI и ML, а в памяти сервиса 100 млн цифровых отпечатков фонограмм. Такой обширной «библиотеки» нет ни у одного из упоминаемых выше сервисов.

Как это работает

Решение FONMIX — сервис для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов. Это цифровой плеер, который можно установить в ресторане, гостинице или любом другом коммерческом пространстве. Вся музыка, звучащая в помещении, фиксируется, идентифицируется, что позволяет готовить детализированные отчеты по использованию контента в режиме реального времени. Уникальность данной технологии заключается в том, что FONMIX распознает также переработанные и измененные мелодии: микс диджея, кавер-версии или простую перепевку. Для правообладателей это возможность напрямую отправлять контент пользователям и получать вознаграждение за его использование в короткие сроки. А для бизнеса — удобный и простой инструмент для умного управления аудио- и видеооформлением исходя из целевой аудитории, типа заведения, времени суток и других важных параметров с функцией рекламного продакшна.

Российский сервис FONMIX — универсальное решение для мониторинга всех каналов

Таким образом, сервисы мониторинга не только повысили доход музыкантов, но и существенно улучшили имидж ОКУПов. Цифровые решения снизили издержки, повысили эффективность работы: ОКУПы скоро и вовсе будут избавлены от необходимости посылать инспекторов в парикмахерские и универмаги. Для музыкантов плюсы тоже очевидны: они наконец начали получать и прозрачную статистику, и адекватное вознаграждение.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+