Угадай мелодию: как цифровые сервисы помогают зарабатывать на авторском праве
Кажется, перспективы этой модели монетизации вполне радужные. Однако для того, чтобы зарабатывать на вознаграждениях, их надо уметь собирать. Отсюда рост интереса к сервисам мониторинга публичного исполнения, появление новых технологий и инструментов в этой сфере.
До недавнего времени бизнес, собирающий для музыкантов авторское вознаграждение и распределяющий его между ними, считался непрозрачным. Общества по коллективному управлению правами (ОКУП) собирали статистику на основании ротации радиостанций и заполненных вручную отчетов пользователей о публичном исполнении (например, в кафе и гостиницах). Подход был удобен звездам, но крайне невыгоден менее известным артистам: в радийную ротацию их не брали, при заполнении отчетов о публичном исполнении о них забывали. Недовольство правообладателей снижало доверие к ОКУПам.
Цифровые возможности
Ситуация начала меняться около пяти лет назад, когда на рынке появились цифровые мониторинговые сервисы, которые позволяют ОКУПам следить, сколько раз треки того или иного правообладателя были исполнены в течение месяца, и на основе этого рассчитывать вознаграждение. Пока таких решений в мире не так уж много. Функции сервисов варьируются — один лучше мониторит живые выступления, другой лучше определяет композиции в рамках DJ-сета, третий лучше мониторит радио, четвертый имеет большее покрытие. В основе этих решений, как правило, лежит технология наподобие Shazam, позволяющая в течение нескольких секунд идентифицировать композицию.
Например, китайский ACRCloud и испанский BMAT умеют мониторить радио и ТВ. Британский сервис Audoo, в который не так давно Пол Маккартни инвестировал почти $10 млн (около 740 млн рублей — декабрь 2021), специализируется исключительно на мониторинге помещений: HoReCa, ретейл, концерты (с помощью устройства с микрофоном, которое прослушивает все вокруг, он идентифицирует композиции и отправляет данные клиентам: лейблам, ОКУПам и музыкантам). Американский PEX специализируется на мониторинге социальных сетей и стриминговых сервисов. Голландский DJMonitor отслеживает преимущественно лайвы.
Для ОКУПов серьезную сложность традиционно представляло разнообразие каналов распространения музыкального контента: телевидение, радио, концерты, ночные клубы, бары, рестораны, гостиницы, магазины. Для справедливого вознаграждения правообладателей важно, чтобы ОКУП обладал полной информацией о каждом источнике распространения и имел возможность использовать эти данные для расчетов. Да и правообладателю куда удобнее постоянно видеть перед глазами цельную картину.
И пять лет назад такая возможность появилась — российский сервис FONMIX, универсальное решение для мониторинга всех каналов. Сервис анализирует эфирное, кабельное и спутниковое вещание, радио, интернет-стримы, подкасты, социальные сети и любые другие каналы распространения охраняемого контента в 130 странах мира и на более чем 40 000 радиостанциях, телеканалах и стримах. В отличие от голландских коллег, которые мониторят 15-секундные отрезки вещания и могут пропустить небольшой аудиофрагмент (например, рекламу с охраняемой композицией), FONMIX производит распознавание каждых 5 секунд на базе технологий AI и ML, а в памяти сервиса 100 млн цифровых отпечатков фонограмм. Такой обширной «библиотеки» нет ни у одного из упоминаемых выше сервисов.
Как это работает
Решение FONMIX — сервис для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов. Это цифровой плеер, который можно установить в ресторане, гостинице или любом другом коммерческом пространстве. Вся музыка, звучащая в помещении, фиксируется, идентифицируется, что позволяет готовить детализированные отчеты по использованию контента в режиме реального времени. Уникальность данной технологии заключается в том, что FONMIX распознает также переработанные и измененные мелодии: микс диджея, кавер-версии или простую перепевку. Для правообладателей это возможность напрямую отправлять контент пользователям и получать вознаграждение за его использование в короткие сроки. А для бизнеса — удобный и простой инструмент для умного управления аудио- и видеооформлением исходя из целевой аудитории, типа заведения, времени суток и других важных параметров с функцией рекламного продакшна.
Таким образом, сервисы мониторинга не только повысили доход музыкантов, но и существенно улучшили имидж ОКУПов. Цифровые решения снизили издержки, повысили эффективность работы: ОКУПы скоро и вовсе будут избавлены от необходимости посылать инспекторов в парикмахерские и универмаги. Для музыкантов плюсы тоже очевидны: они наконец начали получать и прозрачную статистику, и адекватное вознаграждение.