В индустрии управления частным капиталом явно прослеживается новый тренд — омоложение клиентской базы. Во многих семьях состоятельных клиентов происходит смена поколений: отцы, которые создавали капиталы в девяностые и нулевые, постепенно передают управление бизнесом или семейным капиталом повзрослевшим детям. И для многих состоятельных семей все очевиднее становится, что формировать правильное отношение к деньгам, к тем возможностям и ответственности, с которыми сопряжены семейные капиталы, надо с детства.
Теория
Зачастую трудности общения с детьми на тему денег связаны с беспокойством о том, что поймет и какую информацию правильно воспримет ребенок: родители хотят, чтобы капитал не лишил детей чувства мотивации и одновременно воспринимался и использовался как возможность, а не как бремя. Финансовые консультанты убеждают родителей не идти на поводу у этих причин, потому что отказ от разговора о деньгах создает риски для будущего благосостояния всей семьи.
Специалисты рекомендуют несколько вопросов, которые родители могут задать себе, чтобы помочь сформировать традиции и правильное отношение к деньгам.
1. Каковы финансовые приоритеты вашей семьи и почему?
Посмотрите, куда уходят ваши деньги, — это хороший способ получить конкретное представление о том, что наиболее важно как для вас, так и для семьи. Некоторые семьи делают упор на образование, путешествия или поддержание образа жизни, в то время как другие делают упор на благотворительность или инвестирование в новые возможности. Соответствуют ли ваши расходы заявленным вами ценностям? Если нет, то почему? Является потребление ответственным или нет? Может быть, стоит подумать и об этом?
2. Как вы определяете успех?
Спросите себя, что вы считаете ключевыми составляющими успешной жизни, — как в финансовом, так и в личном плане. Имеет ли стабильность большее значение, чем риск? Как сочетаются финансовые достижения? А как насчет семейных отношений или образовательных достижений? Наличие хорошо продуманного многогранного определения успеха может помочь вам побудить ваших детей думать о финансовом успехе как о части чего-то гораздо большего.
3. Каковы ваши долгосрочные цели для семейного богатства?
Мышление, выходящее за пределы настоящего, обязательно поможет вам получить представление о ваших финансовых возможностях и найти те решения, которые помогут детям лучше понять их с возрастом. Поощряйте детей думать о себе как о хранителях семейного богатства, а не как о его получателях и потребителях. Напомните им, что при правильном и рациональном использовании семейные фонды могут очень пригодиться в будущем для поддержки молодого поколения, поддержания семейного бизнеса или продвижения блага в мире именно через сформированный заранее семейный фонд.
4. Каковы ваши ожидания в отношении денег?
Если вы собираетесь побуждать своих детей относиться к деньгам ответственно и рационально, то должны сначала хорошо понять, что для вас самих означает эта ответственность и в чем заключается рациональность. Это не означает, что необходимо придерживаться стратегии накопления. Важно, чтобы ваши дети понимали основные составляющие личных финансов, как они работают, как и с помощью каких инструментов деньги генерят новые деньги. Очень важно, чтобы дети несли полную и разумную ответственность за свои расходы, могли отличать потребности от сиюминутных желаний и избегали долгов до момента полного и четкого понимания источников их погашения. Будьте ясны и реалистичны, когда излагаете свои ожидания, — это поможет правильно сформировать ценности и привить четкие установки детям.
Практика
Начинать рассказывать детям о деньгах и их предназначении можно с любого возраста. Это можно делать в формате игры или диалога. Это должно быть не только полезно, но и интересно. Позвольте ребенку научиться самостоятельно принимать финансовые решения, пусть он пройдет свой путь проб и ошибок. Ошибки очень важны, и не нужно наказывать детей — необходимо учить их исправлять ошибки и не допускать в дальнейшем. Для дошкольников, например, рекомендуют проверенный и простой инструмент — «копилки» на любые нужные ребенку цели. Они помогут детям увидеть в своем желании конкретную финансовую цель и сделать выбор в ее пользу.
В школьном возрасте система усложняется — появляются карманные деньги. Нужно помнить, что это не подарок, а элемент обучения. Это инструмент для осознанных и самостоятельных решений, частично и финансовая независимость ребенка, и основа для будущей самореализации.
Современные банковские сервисы и технологии позволяют научить ребенка обращаться с деньгами, предоставив соразмерную его возрасту финансовую свободу и сохраняя при этом мягкий и ненавязчивый контроль.
Контролировать траты проще всего с помощью банковских карт: родители привязывают карту ребенка к своему счету и устанавливают лимиты на траты и снятие наличных.
Партнер ПСБ Private banking, глава консьерж-сервиса Aspire Lifestyles EECA Елена Филипченкова рассказывает:
«Один из запросов клиентов — помогите обучить детей 10–12 лет финансовой грамотности. Мы организовали такой тренинг, на котором рассказали детям, как лучше распоряжаться карманными деньгами. Обучение максимально прикладное: например, разбирали на примере скидок в магазине, как они влияют на цену, сколько вещей можно купить с учетом скидки, обсуждали, на что обращать внимание при покупках в интернет-магазинах и на стриминговых платформах, как защититься от кибермошенников».
Ключевой смысл карманных денег заключается в том, чтобы научить ребенка планировать траты и формировать накопления, которые можно стимулировать еженедельными или ежемесячными пополнениями на сумму, о которой вы заранее договорились с ребенком. Если ее не хватило на текущие и плановые расходы, ребенок должен будет ждать следующего транша пополнения и заранее учиться планированию. Это воспитывает ведение бюджета и позволяет учиться анализировать будущие источники доходов и расходов, минимизируя принятие сиюминутных эмоциональных решений.
Не стоит наказывать лишением карманных денег — это сильно демотивирует. Даже если ребенок провинился, обязательно выполняйте свое обещание, чтобы не нарушить воспитательный процесс. Постарайтесь принять для себя факт, что ребенок будет самостоятельно решать, как и на что потратить свои деньги. Вы можете советовать и направлять, но не отказывайте ему, даже если вам кажется, что он не прав. Ребенок должен учиться нести ответственность за любые свои решения.
Развивая у детей отношение к деньгам, не стоит использовать их для мотивации, говорит Евгений Сафонов. «Часто родители вознаграждают детей деньгами за хорошие оценки в школе. Да, это неплохой инструмент мотивации, но для развития стремления к личностному росту и результативности деньги не самый подходящий инструмент. Самый лучший сценарий, когда дети имеют возможность по собственной инициативе помочь родителям в каком-то общем семейном деле. Это не только пробуждает чувство самостоятельности и умения полагаться на самих себя, но и укрепляет семейные связи. Очень важно быть примером для своих детей. Общие ценности укрепляют семью и помогают выбрать и сформировать направление для правильных финансовых решений в будущем», — говорит банкир.
В подростковом возрасте можно переходить к планированию расходов и обучению первым шагам работы на фондовом рынке. «В последнее время мы все чаще получаем от наших клиентов запросы на обучение детей основам инвестирования и работы на фондовом рынке — какие бывают инструменты инвестирования, в чем их различия, как правильно выстраивать инвестиционную стратегию, уметь оценивать риски. Речь идет о подростках 14–15 лет, которые из рекламы, из соцсетей узнают про биржевую торговлю и живо этой темой интересуются», — рассказывает Сафонов.
Еще один вопрос, который часто задают клиенты Private Banking, — когда рассказать детям про семейные финансовые дела.
«Все зависит от возраста и понимания интересов ребенка. Несовершеннолетним детям говорить о финансах семьи точно не стоит. Обсуждения принципов, целей и ценностей семьи могут проходить и без упоминания цифр, — комментирует Сафонов. — Это одна из причин, по которой наши клиенты не привязывают карту ребенка к своему счету, а предпочитают открывать ему отдельный, чтобы ребенок не видел информацию о семейных тратах и балансах счетов. В юном возрасте это может вызвать неправильную реакцию. Только постепенное, поэтапное обучение с учетом возраста ребенка, общих ценностей и целей позволит максимально приобщить его и ввести в курс семейных финансов».
Если ребенку интересен бизнес, его начинают постепенно привлекать к семейному делу, делегируют полномочия, совместно обсуждают важные решения. Повзрослев и набравшись опыта, младший член семьи станет полноценным партнером в бизнесе. А если бизнес ему не интересен, то стоит искать потенциал и зоны интересов развития ребенка. Универсальных сценариев «правильного» финансового воспитания наследников не существует. Самое важное для родителей — быть достойным примером для своих детей.
ПАО «Промсвязьбанк»