Пандемия COVID-19 изменила многие сферы, в том числе и здравоохранение. В этот период особенно востребованной стала медпомощь, которую можно получить, минимизировав физические контакты. По данным группы исследователей Центра по контролю и профилактике заболеваний США, за первое полугодие 2020 года в США количество пациентов, воспользовавшихся телемедициной, увеличилось на 50% по сравнению c допандемийным периодом. По итогам 2021 года, 5% всех приемов врачей в мире будут проходить онлайн, прогнозирует Deloitte. По оценке Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2026 году достигнет $175 млрд, в то время как российский к 2025 году может вырасти в 64 раза — до 96 млрд рублей против 1,5 млрд рублей в 2019 году.
Помогают цифровые технологии и самим врачам. В условиях перегруженности системы здравоохранения, бросившей основные силы на борьбу с COVID-19, особое значение приобрели сервисы с использованием искусственного интеллекта, экономящие время и силы врачей, будь то помощь в постановке диагнозов, ведение документации или сбор статистики. По данным обзора «Тренды развития искусственного интеллекта в медицине» Агентства инноваций города Москвы, 78% медицинских организаций в столице уже внедряют или планируют внедрять ИИ-решения для управления электронными медицинскими записями или для анализа изображений, что помогает в постановке диагноза. Объем мирового рынка ИИ в медицине, оцениваемого примерно в $1,3 млрд, к 2025 году может вырасти в десять раз.
«Сбер» оценил перспективы этого направления еще до пандемии. А технологическая экспертиза, накопленная в экосистеме, позволяет развивать «здоровые» сервисы, идущие в ногу с глобальными трендами.
Здоровая дистанция
Как показывал опрос ВЦИОМ, проведенный в первые месяцы пандемии, в России телемедициной пользовались только 8% респондентов, но о готовности обратиться к врачу за виртуальной консультацией в новых условиях заявили 53% опрошенных. «Телемедицина удобна тем, что пациент может экономить свое время и поговорить с врачом из дома или любого другого удобного места, где есть интернет, при этом избежать контактов с потенциально больными людьми в поликлиниках и не тратить время на дорогу», — объясняет рост популярности виртуальных консультаций гендиректор медицинского онлайн-сервиса СберЗдоровье Анатолий Зингер.
Сервис цифровой медицины СберЗдоровье с начала пандемии работает с повышенной нагрузкой. «Чтобы обеспечить потребности людей в медицинских консультациях во время пандемии, мы дополнительно обучили и вывели на работу свыше 400 врачей, которые общались с пациентами онлайн. Поток консультаций со специалистами рос каждую неделю в несколько раз относительно предыдущих 7 дней, и мы с ним справились», — вспоминает Анатолий Зингер.
Сейчас сервис оказывает более 60 000 консультаций в месяц, а общее число обращений уже в июле 2021 года превысило число консультаций за весь 2020-й, говорит Зингер.
Для удобства пациентов СберЗдоровье ввел опцию онлайн-очереди. В момент пиковых нагрузок врачей-консультантов в случае, если время ожидания превышает стандартные 1-2 минуты, из очереди можно «отлучиться». Кроме того, пациент может заранее загрузить все свои данные, жалобы и результаты обследований в электронную медкарту, чтобы не тратить на это время в период консультации. По словам Зингера, пациенты чаще всего обращаются за помощью в расшифровке и интерпретации результатов анализов и за консультациями для детей, а в число самых востребованных врачей входят дежурные терапевты, педиатры и гинекологи.
Популярна услуга второго мнения, когда человеку уже поставили диагноз, а он хочет показаться другому специалисту и получить больше информации, рассказывает гендиректор СберЗдоровья.
В дальнейшем сервис планирует развиваться в том числе в направлении персонализированной медицины, позволяющей назначать лечение или давать рекомендации по здоровому образу жизни на основе собранных и обработанных данных о пациенте. По словам Зингера, СберЗдоровье сейчас делает первые шаги в этом направлении, разрабатывая рекомендательную систему на основании внесенных пациентом данных в приложение, включая результаты анализов. «Сервис будет не просто рекомендовать человеку, например, встать и размяться, попить воды, но и улавливать отклонения от нормы в случае, например, с уровнем сахара и сердечным ритмом и рекомендовать обратиться за консультацией к врачу», — объясняет эксперт.
Цифровая платформа дистанционного мониторинга, разработанная СберЗдоровьем, позволяет врачам удаленно наблюдать за динамикой показателей пациентов с сахарным диабетом, артериальной гипертензией и подтвержденной коронавирусной инфекцией в разных регионах страны. Сегодня данный сервис охватывает более 42 тысяч граждан России.
Пациенту «звонит» голосовой робот, которому человек сообщает свои показатели. Данный робот, который может обзванивать миллионы пациентов в короткий срок, разработан другой компанией экосистемы «Сбера» – группой компаний ЦРТ. Осенью 2021-го сервис запустил дистанционный мониторинг при помощи тонометров, что позволяет собирать и отправлять показатели лечащему врачу нажатием кнопки на устройстве, если на смартфоне установлено приложение.
Платформа дает возможность одному врачу «вести» десятки и даже сотни людей и гораздо быстрее реагировать на изменения состояния пациентов еще до того, как оно начнет ухудшаться, объясняет Зингер. По его оценке, за счет внедрения этой технологии возможно сократить количество госпитализаций на 45%. Дистанционный мониторинг хронических больных позволяет сократить до 30% смертность от инфаркта миокарда.
Как ИИ помогает врачам
Группа компаний ЦРТ разработала Voice2Med ― продукт на основе искусственного интеллекта, который позволяет в режиме реального времени заполнять медицинские документы, преобразуя голос врача в текст. Во время осмотра врач с помощью специального микрофона надиктовывает информацию, которая моментально расшифровывается и автоматически переносится в открытый протокол медицинской информационной системы.
Решение избавляет медицинских работников от рутины, позволяет сфокусироваться на исследовании, экономит 22% времени на заполнении медицинских документов, объясняет гендиректор группы ЦРТ Дмитрий Дырмовский. Первыми решение стали использовать рентгенологи Москвы. Развитие продукта группа ЦРТ реализовала в синергии с Центром диагностики и телемедицины. Голосовой ввод помог московским рентгенологам заполнить уже более 100 тыс. протоколов. Внедрение подобных решений возможно благодаря единой цифровой платформе здравоохранения, разработанной столичными комплексом социального развития и Департаментом информационных технологий.
Сегодня Voice2Med применяется в медицинских учреждениях уже в 30 регионах России, доступно для врачей разных специальностей: рентгенологов, кардиологов, хирургов.
Еще одно решение группы ЦРТ ― голосовой робот, оптимизирующий работу медучреждений. Сегодня он может записать на прием, напомнить о приеме к врачу, проконсультировать по подготовке к процедуре или перенести прием на другую дату. Одно из внедрений ― голосовой робот для оптимизации работы европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье» в Екатеринбурге. Там виртуальный ассистент обзванивает пациентов, записанных на прием к врачам, напоминает о предстоящем визите, сообщает, как подготовиться к процедурам, а также запрашивает подтверждение посещения. В случае отказа от записи виртуальный ассистент может отменить прием и предложить другое время. В месяц робот может совершать более 20 тыс. вызовов. Только за первые три недели виртуальный ассистент помог четверти пациентам отменить прием или скорректировать дату и время визита, а на свободное место записать новых пациентов, что снизило финансовые потери клиники. Все технологии и решения, которые используются в голосовом роботе, созданы в ЦРТ.
Искусственный интеллект использует и компания СберМедИИ, запустившая в августе медицинский цифровой диагностический центр (MDDC). Разработка объединяет на единой платформе более 58 продуктов и решений СберМедИИ и других компаний экосистемы «Сбера» и партнеров, в том числе умный помощник врача «ТОП-3», «КТ Легких», «КТ Инсульт» и многие другие.
MDDC помогает врачам поставить диагноз и назначить лечение на основании данных первичного приема, инструментальной и лабораторной диагностики. Подключившись к платформе, врачи из клиник со всей страны могут собрать «цифровой консилиум», чтобы проконсультироваться по терапии, кардиологии, радиологии, онкологии, хирургии, стоматологическим исследованиям. При этом алгоритмы ИИ тратят на анализ анамнеза и результатов исследований не более 3 минут, а время верификации решения врачом-консультантом MDDC зависит от сложности случая и может составить от 15 минут и более, рассказывает гендиректор СберМедИИ Игал Зак.
MDDC позволит клиникам по всей стране обеспечить доступ к компетенциям врачей «узких» специальностей, а также увеличить эффективность и скорость постановки диагнозов. На MDDC также действуют цифровые аналоги клинико-диагностической, патоморфологической, гистологической лабораторий, где, как и в «физических» лабораториях, могут обрабатываться результаты клинико-диагностических лабораторных исследований, а также снимки, срезы гистологических исследований и т. п. Платформа может быть встроена в медицинские информационные системы и рабочие станции врачей и стать единым окном для клиник и лечебно-профилактических учреждений. Передача исследований происходит с использованием защищенных каналов связи ViPNET. Врачам предоставляются стандартизованные формы отчетов по исследованиям. Общение проходит в защищенном мессенджере ЛПУ, который является неотъемлемой частью MDDC.
Глубокая специализация
Сервис «КТ Легких», интегрированный в платформу, разработан в сотрудничестве с Лабораторией по искусственному интеллекту «Сбера» и нацелен на поиск патологий, в том числе вызванных COVID-19, а также сегментацию участков пораженной ткани легких с указанием объема поражения. Он дает возможность на основе компьютерной томографии выделить пациентов с изменениями в легких при вирусной пневмонии, позволяет за несколько секунд оценить объем и степень этих изменений. «КТ Легких» был усовершенствован, ИИ научился выявлять онкологические заболевания на ранней стадии при анализе КТ грудной клетки и может помогать врачам при диагностике.
Сервис «КТ Инсульт» на основе алгоритмов ИИ автоматически размечает снимки, позволяет быстро и точно оценить повреждение от инсульта путем количественного определения объема ишемии и типа инсульта.
А цифровой сервис — умный помощник врача «ТОП-3», разработанный «Сбером» совместно с правительством Москвы, — помогает врачам ставить предварительный диагноз. На основании жалоб пациента сервис с помощью ИИ определяет три наиболее вероятных диагноза из 265 групп болезней – это 95% от всех возможных диагнозов россиян при первом обращении к врачу. При этом окончательное решение, конечно, остается за доктором.
Более 3 500 врачей используют умного помощника в повседневной работе. Система помогла врачам поликлиник столицы поставить более 2 млн диагнозов. В апреле сервис стал одним из пяти компаний-чемпионов в номинации «Электронное здоровье» (E-health) международного конкурса WSIS Prizes 2021, проводимого под эгидой ООН.
Аптечка на дом
В 2020 году «Сбер» интегрировал в свою экосистему компанию ЕАптека, что дало толчок для роста и позволило быстро вывести обеспечение лекарствами на новый уровень качества. СБЕР ЕАПТЕКА ― это онлайн-сервис, который помогает покупателям по всей стране заказывать лекарства онлайн через мобильное приложение или сайт и получать лекарства и товары для здоровья удобным для них способом ― доставкой или через самовывоз.
Сейчас у СБЕР ЕАПТЕКИ более 90 хабов по всей стране, рассказывает гендиректор компании Антон Буздалин. Прямые поставки из Москвы обеспечивают даже небольшим городам столичный ассортимент, в том числе с редкими препаратами и новинками фармацевтического рынка. «Мы также почти в два раза увеличили количество подключенных (собственных и партнерских) пунктов самовывоза: теперь их более 3000. Часть покупателей все еще ходят в аптеку, чтобы купить или забрать рецептурные лекарства, но все больше клиентов предпочитают доставку на дом – это удобнее. Мы постоянно сокращаем сроки и время доставки за счет улучшения логистики. Уже сейчас во всех городах работает быстрая доставка для зон в радиусе 1-2 км от хаба», — рассказывает Буздалин. Пункты самовывоза открываются и на базе отделений Сбербанка, продолжает он.
Сейчас компания работает над коллаборацией с другими компаниями экосистемы «Сбера» – например с сервисом экспресс-доставки Самокат.
Благодаря интеграции клиенты могут входить в приложение онлайн-аптеки через Сбер ID и оплачивать покупку с помощью SberPay, кроме того компания присоединилась к программе СберПрайм и сделала специальные условия на доставку для подписчиков.
СБЕР ЕАПТЕКА — это сервис для смарт-подхода к своему здоровью. В перспективе каждый клиент сможет не только купить лекарства и проконсультироваться с фармацевтом, но и получить расширенный спектр услуг, связанных со здоровьем, уточняет Антон Буздалин: «Мы видим перспективу в синхронизации и сотрудничестве с другими медицинскими сервисами экосистемы «Сбера», чтобы клиент в результате получил единый и комфортный опыт».