Во все стороны: что произошло с туристическим сервисом RUSSPASS
Цифры говорят сами за себя: если в конце 2020 года у RUSSPASS было несколько сотен тысяч пользователей, то сегодня их около 1,3 млн. Число туристических предложений выросло с 1200 до 3500. Теперь сервис, созданный по инициативе правительства Москвы, охватывает все 85 регионов Российской Федерации. На RUSSPASS можно купить железнодорожные и авиабилеты, забронировать отель или столик в ресторане, запланировать тур или отдельную экскурсию и самому разработать маршрут — это максимально вариативный ресурс. Разбираемся, как создатели RUSSPASS меняли и дорабатывали его, чтобы сервис стал удобнее и полезнее для путешественников.
Комплект возможностей
Собрать все, что нужно, в одном месте и удобно организовать процесс выбора и покупки — на этой идее основывается большинство сервисных онлайн-проектов. Казалось бы, все ясно, дело лишь за техническим воплощением. Но сложность заключается в том, что сразу все предусмотреть невозможно и даже пилотный запуск с тестированием не ответит на все вопросы.
В этом году в сервисе появились новые функции. Например, возможность оплаты проезда на «Аэроэкспрессе» до аэропорта. RUSSPASS также стал частью цифровой экосистемы Москвы: теперь здесь можно пополнить транспортную карту «Тройка» и авторизоваться через сайт mos.ru, а не только через соцсети и почту.
Одной из главных функций RUSSPASS с самого начала был планировщик маршрутов для прогулок и поездок по городам и природным объектам России. Сначала сервис разрабатывал и предлагал только готовые маршруты: каждый содержит текстовое описание, фото ключевых точек и путь на карте. В этом году количество готовых маршрутов выросло с 40 до 111, от Калининграда до Хабаровского края. Но главное — теперь в нем можно скомпоновать собственный маршрут, ориентируясь на рекомендации RUSSPASS. Для поездки на Байкал, например, представлена информация не только о ключевых туристических точках и популярных развлечениях вроде катания на собачьих упряжках на острове Ольхон или прогулки по историческому 130-му кварталу Иркутска. Тут можно найти и добавить в свой маршрут менее очевидную поездку на минеральные источники в Бурятии или, например, на Братскую ГЭС.
Объем информации и предложений удалось увеличить во многом благодаря расширению партнерской сети. Сейчас в нее входят более 280 туроператоров (в том числе крупных, например TUI), а также турагрегаторы, например OneTwoTrip, культурные центры и музеи, экскурсионные бюро и отдельные гиды-экскурсоводы. У RUSSPASS более 700 партнеров во всех субъектах РФ. Это значит, что человек может не просто составить подходящий туристический маршрут или купить на RUSSPASS готовый тур, а еще и выбрать конкретные музеи, культурные и развлекательные объекты, которые его интересуют, приобрести билеты на посещение, почитать о лучших ресторанах поблизости и тут же забронировать стол. Готовых экскурсий на сервисе пока не так много — порядка 200 на всю Россию. Вместе с тем заказать можно уже более 700 туров. Групповые программы довольно разнообразны: это и рыбалка на Сахалине на весь день, и двухчасовой квест по историческому центру Москвы, и короткая программа в Музее рязанского леденца.
Разобраться в море информации помогает онлайн-журнал RUSSPASS Mag. Это полноценный медиаресурс, который помогает вдохновиться на поездку, — здесь публикуют заметки путешественников, практические советы, новости об открытии выставок и ресторанов и другие полезные материалы. А в рубрике «Впечатления» можно узнать о неожиданных туристических открытиях, например видах на Москву из трамвая №39.
Отзыв на отзыв
Когда сервис быстро растет, приходится корректировать его механизм, интерфейс и навигацию. В RUSSPASS отзывы и клиентские обращения легли в основу новой карты пользовательского пути и UX/UI-дизайна, которые изменили буквально все. Включая, казалось бы, мелочи вроде удобных фильтров в поиске. Но без них затруднительно найти события и турпредложения, желательные по датам, цене и другим параметрам.
Создавая новую версию сервиса, команда изучила запросы и пути пользователей. А когда были готовы макеты ключевых разделов и сценариев нового UX/UI, их протестировали респонденты из России и других стран. Полученные оценки позволили сократить количество действий для сценариев и настроить интуитивно понятный интерфейс. Выбрать вид путешествия помогают специальные карточки, расположенные на главной странице. На них отображаются наиболее востребованные по статистике сервиса направления для поездок внутри страны, в данный момент это Москва, Санкт-Петербург, а также Нижний Новгород, Крым и Байкал. Крайняя справа карточка дает возможность перейти к изучению других регионов. Кроме того, выбрать, куда поехать, а также найти мероприятия, музеи, рестораны и другие предложения можно при помощи поисковой строки наверху главной страницы.
По рекомендациям пользователей сервисные составляющие убраны в отдельное меню. Теперь в одном разделе можно купить билет в музей и на поезд, забронировать отель и столик в ресторане. «К счастью, пока не было такого функционала, от которого пришлось бы полностью отказаться, ориентируясь на отклик пользователей», — уверяет Максим Рыжов, директор по продукту RUSSPASS. Единственный раздел, просто не включенный в новую версию, — это традиционная «Корзина». Без нее путь планирования и покупки короче, а значит, удобнее, считают пользователи.
Продолжение следует
Не все важные обновления сразу видны на сайте и в приложении. Одно из них — подключение партнеров через API, что позволяет автоматизировать взаимодействие сервиса с их продуктами. То есть вносить изменения по датам, ценам и программам, как только партнер сделал то же самое у себя, в своей системе. Расширение партнерской сети тоже не сразу заметно пользователям. Но каждое подключение добавляет в копилку еще одну экскурсию, еще один культурный центр, еще одну услугу — например, бронирование столиков в ресторане.
А пользователям скоро будет еще удобнее составлять индивидуальные маршруты. Сегодня они могут выбирать достопримечательности и события, распределять их по дням, определять способы передвижения и темп прогулок. Но в разработке находится дополнительный сервис «Умное избранное». Он поможет составлять оптимальные маршруты по выбранным пользователем объектам с учетом их расположения, времени работы и других факторов. А во время поездки будет подсказывать, что еще интересного есть поблизости, и предупреждать об изменениях в работе объектов. «Мы хотим и можем предоставлять максимально удобный сервис, — говорит Сергей Зимин, директор по развитию RUSSPASS. — Такой, который даст каждому человеку уверенность, что планирование даже самого сложного путешествия может стать простым и быстрым с помощью одного сервиса».