К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Озеленение производства: почему экологичность — это больше, чем отсутствие мусора

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Слишком много отходов, углеродных выбросов, расхода воды и электроэнергии — экологическая повестка переполнена проблемами. Пока потребители привыкают к раздельной сортировке и ответственному потреблению, большой бизнес перенастраивается. Procter & Gamble взяла на себя обязательства к 2040 году достичь нулевого баланса выбросов парниковых газов от своей деятельности по всей цепочке, от добычи исходного сырья до полки магазина. Разбираемся, как компания меняет свое производство и потребительские паттерны, чтобы соответствовать критериям устойчивого развития.

Сегодня ни один завод P&G в мире не оставляет производственных отходов. Точнее, не вывозит их на мусорные полигоны. Российские предприятия компании в Санкт-Петербурге и Новомосковске Тульской области еще три года назад полностью перешли на безотходное производство — ежегодно отправляют на переработку более 12 500 тонн мусора (металл, пластик, картон, бумага и т. д.). У завода в Санкт-Петербурге 98% отходов идет на вторичное применение и 2% — на производство электроэнергии. Даже рекламные материалы содержат вторсырье: в металлических изделиях — до 30%, в пластиковых — до 50%, в картонных и бумажных — до 90%. И после использования могут быть легко переработаны — компания намеренно не использует ПВХ и не ламинирует картон. Более того, заводы P&G активно развивают вторичное использование технической воды. Только при производстве средств Fairy и «Миф» повторное применение промывных вод позволило сократить объем отходов до 2 тонн в месяц. 

Всего P&G инвестировала в экологическую модернизацию своих производств в России более $30 млн.

«Это не предел, мы постоянно работаем над
совершенствованием процессов и внедрением инноваций, — говорит Габриэле
Паккиаротти, исполнительный директор завода P&G в Новомосковске. —
Устойчивое развитие не выбор, а осознанные инвестиции в будущее, чтобы
сохранить лидерство, удовлетворить нужды наших потребителей».

Но перевод производства на зеленые технологии не даст полного эффекта при старой энергетике и логистике. Только комплексные перемены позволят достичь поставленных целей. Но и это еще не все. 80% углеродного следа от деятельности компании приходится на ее покупателей, то есть на процесс использования продукции, например стирку. Так что необходимо инвестировать еще и в изменение потребительских привычек.

Замещение киловатт

Бережный расход электроэнергии и переход на возобновляемые источники — важнейший компонент построения зеленого бизнеса. Пока что в России доля ветропарков и солнечных станций в производстве электроэнергии составляет всего 0,3% (данные за 2020 год). Но в этом году P&G удалось полностью перевести завод в Новомосковске на зеленое электричество. Компания договорилась с энергетическим концерном Fortum о поставках с крупнейшего ветропарка России, расположенного в Ростовской области. Текущий контракт предусматривает закупки более 75 млн кВт/ч возобновляемой энергии. А к началу 2022 года, благодаря сотрудничеству с Fortum, предприятия P&G в России будут на 100% обеспечиваться возобновляемой электроэнергией от российских ветропарков.

Параллельно компания ищет возможности сократить потребление электроэнергии: за 2009–2021 годы оно уменьшилось на 33% благодаря инновационным практикам на производствах. Например, замена 80% ламп на светодиодные позволила увеличить энергосбережение на 37%. С помощью современного оборудования удалось устранить утечки сжатого воздуха из трубопроводов, оптимизировать загруженность мощностей производства, миновать промежуточные емкости хранения материалов, а также запустить дистанционный автоматизированный контроль за электроэнергией.

Инвестиции в модернизацию производства будут продолжены: на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 года P&G анонсировала вложение 900 млн рублей в развитие локального завода Gillette. Эти средства пойдут на закупку нового и улучшение действующего оборудования, развитие производственных технологий и IT-инфраструктуры, а также полную автоматизацию упаковочной линии для выпуска премиальной бритвенной продукции бренда Gillette. 

Транспортная очистка

Зеленый продукт важно доставить до потребителя не менее зеленым способом. К 2030 году P&G обязалась сократить углеродный след от цепочек поставок и логистики на 40%. Кроме того, за тот же срок компания планирует на 50% повысить эффективность перевозок готовой продукции, отгружаемой третьим сторонам. Каким образом? За счет максимально полной загрузки автотранспортных средств (чтобы не перевозить пустоту, загрязняя при этом воздух), увеличения мультимодальных перевозок и активного использования железнодорожного и судоходного транспорта. Так, с марта 2021 года для поставок продукции в Казахстан компания переключилась с грузовиков на железную дорогу, что позволило сократить выбросы углекислого газа на 55%. 

P&G максимально оптимизирует и маршруты доставки. Для этого в 2017 году компания запустила новую логистическую схему, которая существенно упрощает транспортировку продукции с завода в Новомосковске в крупные города Сибири и Дальнего Востока — грузопоток идет туда напрямую, минуя Москву. Новая логистическая схема призвана решить несколько бизнес-задач: гарантировать своевременную доставку продукции, сократить финансовые издержки, оптимизировать товар в транзите, а также значительно снизить влияние на окружающую среду.

Озеленение логистики складывается из множества локальных оптимизаций. Например, только реорганизация железнодорожного хозяйства на территории одного из заводов с попутным выводом из эксплуатации одного тепловоза привела к сокращению выбросов на 29 тонн СО2 в год. В совокупности все эти меры позволяют кардинально сократить выбросы углекислого газа: за последние 12 лет в хозяйстве P&G они уменьшились на 77%. 

Общими усилиями

Недостаточная вовлеченность потребителя — один из основных рисков для перехода на зеленое производство, признаются в P&G. Только 30% российских покупателей верят, что они могут сыграть свою роль в экологической повестке, отдавая предпочтение брендам, чье сырье, производство, логистика и т. д. отвечают критериям устойчивого развития (в Европе доля таких людей — 72%). Изменить потребительские паттерны реально, если создавать и продвигать продукты, позволяющие снизить негативное влияние на экологию. Причем ясность маркетинговой коммуникации здесь очень важна.

Примером могут послужить Ariel и Tide — два ведущих бренда средств для стирки в портфеле P&G. Компания потратила не одно десятилетие на разработку формулы, которая так же эффективна в холодной воде, как и в горячей. На нагрев воды приходится 80% энергии, потребляемой стиральной машиной. И если потребитель дома будет стирать при 30 °C вместо 40 °C, то это вдвое снизит расход электричества, а следовательно, и углеродный след — на 35%. Эта идея активно продвигалась в рекламных кампаниях. Сейчас уже 70% всех нагрузок стиральных машин в мире составляют энергоэффективные циклы. К 2030 году с помощью этой инновации выбросы СО2 сократятся на 13 млн тонн. Если все домохозяйства России перейдут на стирку при 30 °C в течение года, то эффект этого перехода будет эквивалентен высадке 18 млн деревьев. 

Маркетологи P&G заметили, что при широкой распространенности посудомоечных машин их повседневное использование может быть низким. Потребителям кажется, что машины расходуют больше воды, чем простое мытье в раковине, однако это не так. За каждые две минуты мытья посуды утекает около 10 литров воды. Это примерно весь объем, который необходим посудомоечной машине на цикл работы. Но потребители будут ими пользоваться только при наличии подходящих средств, которые удаляют загрязнения не хуже, чем ручное мытье, и не требуют предварительного ополаскивания. P&G провела в США специальную кампанию для капсул Fairy, и в результате за полтора года частота загрузки потребителями посудомоечных машин выросла на 25%. Это позволило сэкономить более 60 млрд литров воды по всей территории страны. 

Спрос на инновации, позволяющие внести вклад в защиту окружающей среды, растет, отмечают в компании: люди все чаще обращают внимание на то, перерабатывается ли упаковка шампуней и гелей, можно ли тратить меньше горячей воды при стирке с капсулами, помогают ли кондиционеры для белья дольше сохранять вещи новыми и т. д. «Потребитель не должен выбирать между комфортом и экологичностью, — говорят в P&G. — И поэтому наша первоочередная задача — заложить и эффективность, и ответственное потребление в каждый продукт». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+