В проекте Tinkoff Private Talks на YouTube-канале «Тинькофф Инвестиций» Майя Нелюбина, экономист и частный инвестор, беседует с топовыми экономистами, успешными инвесторами и предпринимателями, которые меняют мир. Коротко перескажем, как меняет мир Tinkoff.
Для тех, кому хочется знать больше, — полная видеоверсия.
Феноменальный рост
Есть два показателя, которые для нас очень важны. Это общее число клиентов, которое уже выше 17 млн. Наша стратегическая цель к концу 2023 года — 20 млн клиентов. Мы знаем, как привлечь много разных клиентов на разные продукты через разные каналы.
И второй ключевой показатель для нас — количество активных клиентов за месяц. Сейчас их около 12,5 млн. Мы набрали 3–4 млн активных клиентов буквально за последние шесть месяцев. И это не все. Прибыль растет, общий доход растет.
Что нужно частным инвесторам
У нас около 60% рынка по количеству брокерских счетов. У нас очень быстрый onboarding — процессы проверки клиента, много разных вариантов для разных сегментов клиентов: для новичков, для квалифицированных инвесторов, теперь и для клиентов private banking. И самое главное — сервис.
По сути, «приплыв» 10 млн частных инвесторов на рынок за последние три-четыре года — это только начало. Потому что есть 70–90 млн экономически активных людей в стране. Если хотя бы половина инвестирует, скажем, в пенсионные фонды, УК, в облигации, депозиты, то рынок может стать на порядок больше, чем сегодня. Я думаю, что в ближайшие два-три года, наверное, с помощью каких-то реформ государства будет рождаться более цивилизованный подход к пенсиям.
О стоимости компании
Наша база инвесторов, как в любой публичной компании, живая, она меняется со временем. И на нее влияют, например, кризисы или изменение ставки ФРС, или события в Китае. Плюс много всего случилось за последние несколько лет именно с нашей компанией.
Мы вышли на IPO в 2013 году, и в течение всего этого времени у нас был хороший execution, несмотря на несколько кризисов: мы наращивали прибыль, дифференцировали бизнес, добавили много новых бизнес-линий продуктов, которые дали нам комиссионный доход плюс к кредитному. Мы сделали сегментную отчетность по бизнес-линиям: платежи, инвестиции, кредитование, расчетные бизнесы, Tinkoff Black, Tinkoff Business — это услуги для малого и среднего бизнеса...
И в какой-то момент рынок понял, что мы недооценены. Сейчас, наверное, 60–65% наших инвесторов — американские фонды, которые любят финтех и технологии: они поняли, что мы технологическая компания, которая быстро растет, и перестали на нас смотреть, как на чисто кредитного игрока из России.
Плюс мы усилили корпоративное управление, пригласили новых независимых директоров, создали новые комитеты, начали рассказывать, что мы делаем в рамках ESG-повестки. Без этого никто не может инвестировать в тебя в будущем.
Про Tinkoff Private
Мы поняли, что у нас есть крутой подход, который сильно отличает нас от других провайдеров финансовых услуг на рынке, — технологии. И среди наших клиентов много состоятельных людей нового типа, «миллионеров новой экономики». Они хотят технологичный сервис private banking — с удобством, со скоростью, с дистанционным обслуживанием. Им нужны знания и навыки «традиционного швейцарского банкира», но чтобы все можно было делать со своего мобильного телефона в приложении. И поэтому мы решили запустить новую бизнес-линию Tinkoff Private — диджитал-банк для состоятельных клиентов. Это полноценный набор лайфстайл-услуг, финансовых и околофинансовых. Например, кастомизированные юридические консультации, потому что у каждого есть свои вопросы, связанные с налогами. Или какие-то уникальные предложения для инвесторов, доступ к pre-IPO, участие в размещении во время IPO или SPO.
О международной экспансии
Мы давно убедились, что платформа, а вернее, бизнес-модель Tinkoff экспортируема. Но все казалось, что рано, потому что мы на взлете в России и не хотим отвлекаться. Сейчас у нас намного больше пропускная способность, больше менеджеров, есть экспертиза, как строить новые бизнесы. Почему бы не попробовать за границей?
Решили, что хотим быть в Азии. Филиппины — это рынок, который чем-то напоминает Россию 10–15 лет назад, когда Tinkoff начался, хороший плацдарм для международных проектов. Мы делаем маленькие шаги, смотрим, тестируем, анализируем результаты тестов и потом принимаем решение — масштабировать ли дальше.
О личных инвестициях
Мой инвестиционный портфель — это классика жанра, это мой капитал для будущего, для семьи. В нем нет длинных бондов, в основном они в рамках пяти лет. Есть публично торгуемые акции — какие-то имена, которые мне нравятся. В основном это русские компании, которые, я думаю, что я понимаю, надеюсь по крайней мере. Есть прямые инвестиции либо pre-IPO, либо просто как инвестор через Private equity. Это 5–10%.
Я точно не инвестиционный гений. Я хорош в бизнесе, но вот не инвестор, это точно не моя тема. Но я знаю, что работает для меня, и не дергаюсь. Потому что как только ты дергаешься — начинаешь терять деньги.
* АО «Тинькофф Банк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).