«Золотая осень» столичных экспортеров
Комплексная программа мер для поддержки экспортеров из сферы промышленности и АПК реализуется в России в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Задача перед российской экономики ставится важная — снизить зависимость от конъюнктуры мирового рынка углеводородов и поддержать производителей качественной и инновационной продукции, имеющих перспективы на глобальном рынке. Цель нацпроекта амбициозная — обеспечить реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом. Москва движется в этом направлении быстрыми темпами.
В 2020 году плановые показатели региональных проектов «Развитие промышленного экспорта в городе Москве» и «Развитие экспорта продукции АПК в городе Москве», реализуемых в рамках нацпроекта, были перевыполнены: объем промышленного экспорта столицы превысил планируемый региональный показатель на 54,3%, а поставки ее агропромышленной продукции превзошли годовой план на 18,8%. Тенденция сохраняется и в этом году.
«Московские экспортеры с каждым годом улучшают свои показатели. За последние два года им удалось увеличить несырьевой неэнергетический экспорт в полтора раза: с $10,82 млрд в первом полугодии 2019 года до $15,38 млрд в первом полугодии 2021 года. Столичная продукция поставляется на 175 зарубежных рынков. Среди главных стран-импортеров: США, Казахстан, Белоруссия и Китай», — отмечает Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.
За шесть месяцев столичные компании поставили за границу механическое оборудование и технику (на $1,11 млрд), электрооборудование и его части, включая телекоммуникационное оборудование (на $760,94 млн), разнообразные пластмассовые изделия (экспорт составил $719,28 млн).
«За последние пять лет объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) Москвы вырос в два раза, в 2020 году он достиг рекордной цифры — почти $40 млрд», — констатирует Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы (ДИиПП), отвечающего за достижение региональных показателей нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
По данным «Моспрома», на долю столицы в первом полугодии 2021 года пришлось 18,5% от всего объема ННЭ в стране. Рассмотрим, что дает экономике Москвы внешнеторговая деятельность и почему она заинтересована в поддержке своих экспортеров.
Диверсификация экспорта
В целях нацпроекта неслучайно фигурирует именно несырьевой неэнергетический экспорт. Почему важен именно этот показатель? «ННЭ — это один из критериев оценки конкурентоспособности национальной экономики, — говорит Виктория Перская, директор института исследований Финансового университета при правительстве РФ. — Чем выше его доля, тем более диверсифицирован экспорт, тем выше доля добавленной стоимости, создаваемой в стране».
«Сейчас на экономический союз, куда входят пять государств (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия), приходится менее 3% мирового ВВП. Совершенно очевидно, что за товарами, которые учитываются в ННЭ, будущее, у этой продукции большой потенциал и рынок сбыта — весь мир», — отмечает Марина Вакуленко, эксперт по ВЭД и гендиректор компании «Эспортдинст».
Центр поддержки и развития экспорта «Моспром» помогает более эффективно выходить на внешние рынки столичным компаниям, которые экспортируют промышленную продукцию и продукцию АПК – эти два направления составляют вместе несырьевой неэнергетический экспорт. Для многих достойных предприятий серьезным барьером на пути к экспортной деятельности было отсутствие специалистов по ВЭД и маркетингу, недостаток ресурсов для целенаправленной работы по анализу новых рынков и реальных возможностей для их освоения. «Моспром» взял часть этих задач на себя, помогая компаниям-экспортерам выстроить индивидуальную дорожную карту.
Центр оказывает помощь в изучении конъюнктуры рынков, поиске контрагентов, консультирует экспортеров и организует их участие в бизнес-миссиях в различных странах, в том числе таких, где найти партнеров без поддержки достаточно проблематично. Например, в странах Африки и Латинской Америки. И хотя структура начала свою активную работу лишь в 2019 году, диверсификация экспорта Москвы, как географическая, так и номенклатурная, уже заметна.
Вот один из примеров. Специалисты «Моспрома» оценили рынок Восточной Европы как перспективное направление для развития экспорта продукции, востребованной в крупных инфраструктурных проектах. Например, в Венгрии на 2021 год было запланировано строительство двух железнодорожных сетей, в том числе участка высокоскоростной железной дороги Будапешт — Варшава. Эксперты решили, что это может заинтересовать московских поставщиков железнодорожной техники и оборудования. И не ошиблись. До 2020 года Москва вообще не продавала железнодорожную технику в Венгрию. А по итогам прошлого года ее экспорт составил $1,68 млн. В январе — мае 2021-го объем поставок частей железнодорожной техники и контейнеров вырос почти до $2,5 млн, что на 46,9% больше, чем за весь 2020 год.
Глубокий «передел»
Марина Вакуленко отмечает, что при разработке стратегии повышения объемов экспорта необходимо учитывать такой важный фактор, как уровень передела: можно помогать предприятию поставить сушильное оборудование и отправлять на экспорт обрезную доску, а можно мотивировать на модернизацию производства, чтобы экспортировать уже не доску, а товары более высокого передела — погонажные изделия, элементы мебели и так далее. Преимущества такого подхода очевидны: большая часть услуги и рабочие места остаются в Москве, что повышает валютную выручку и общую стоимость товаров, даже с учетом прямых и дополнительных расходов (например, на транспорт и таможенные услуги).
Именно поэтому региональные меры поддержки в рамках нацпроекта ориентированы на предприятия, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. «В структуре московского экспорта в первом полугодии 2021 года почти 90% поставок пришлось на промышленную продукцию», — подчеркивает Александр Прохоров, руководитель ДИиПП.
По данным центра «Моспром», даже в сфере АПК сейчас преобладает экспорт готовой продукции: по итогам первого полугодия 2021 года поставки макарон, пельменей, мучных кондитерских изделия увеличились на 26%, до $107 млн, а готовых продуктов из мяса и рыбы (например, полуфабрикатов, консервов и снеков) — на 12,5% и достигли $35 млн.
Развитие высоких технологий
Александр Данильцев, директор института торговой политики НИУ ВШЭ, уверен, что доминирующее значение в экспорте Москвы должно быть у высокотехнологической продукции. И это действительно один из приоритетов столичного экспорта. В 2020 году на долю высокотехнологичного производства, по данным «Моспрома», пришлось 75,1% в общем объеме ННЭ, что в денежном выражении составило около $30 млрд.
При содействии «Моспрома» новые рынки сбыта находят, в том числе, и некоторые из резидентов ОЭЗ «Технополис «Москва». Более половины экспорта из особой экономической зоны сегодня приходится на поставки микроэлектроники. "Расширение номенклатуры продукции, имеющей предпосылки для увеличения зарубежных поставок, производство которой к тому же предполагает последовательный рост создания добавленной стоимости на предприятиях Москвы, — важный критерий экспортной привлекательности отечественных производителей", - уверена директор института исследований Финансового университета при правительстве РФ Виктория Перская.
Говоря о роли «Моспрома», эксперт особенно отмечает мероприятия байерской программы, в том числе организацию участия в международных выставках и адаптацию маркетинговых материалов. «Фактически производство этой продукции микроэлектроники в современных условиях сконцентрировано в азиатских странах. Выход московских производителей — это существенный шаг в направлении реализации целей добросовестной конкуренции на мировом рынке, который способствует замещению продукции азиатского производства российской», — отмечает Виктория Перская.