PISA (The Programme for International Student Assessment) — крупнейшая международная программа оценки учебных достижений, которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития. С 2000 года она оценивает грамотность 15-летних школьников по математике, чтению и естественным наукам с помощью тестов. По данным недавнего исследования, в котором участвовали 80 стран, столичные школьники заняли лидирующие позиции по читательской (третье место) и математической грамотности (пятое место) и поднялись на шестое место по естественно-научной грамотности (с 12-го в 2016 году).
Москва приняла участие в исследовании и как отдельная территория, и как регион в составе Российской Федерации. Эксперты оценивали знания 7289 учащихся в возрасте 15 лет из 151 образовательной организации столицы. По всем направлениям исследования результаты московских школьников оказались выше общероссийских.
Высокие результаты PISA, которые планомерно реализовывались на протяжении последних восьми лет, стали независимой оценкой преобразований в сфере образования, считает заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«Итоги международного исследования показывают, что мы смогли не только сохранить свои позиции в рейтинге, но и существенно улучшить результаты, став лидерами школьного образования в мире. Достичь таких результатов позволила выбранная еще в 2011 году мэром Москвы стратегия, направленная на то, чтобы обеспечить всем школам города равные возможности и соответственно требовать от них хорошего образования независимо от того, в каком районе расположена школа. Чтобы московские родители отдавали ребенка в школу рядом с домом, понимая, что там будет качественное образование и их ребенок будет подготовлен к поступлению в хорошие московские вузы», — отметила вице-мэр.
Знак качества
В 2018 году команда Bain & Company провела исследование эффективности систем образования в 20 ведущих мегаполисах мира по семи ключевым направлениям и 25 показателям, включая уровень знаний учащихся, использование современных цифровых технологий в школах, возможности по развитию индивидуальных талантов. Исследование показало, что московское образование конкурентоспособно на мировом уровне. Так, Москва входит в число мировых лидеров по количеству призеров международных олимпиад. При этом в предметах гуманитарного профиля Москва находится на первом месте, по естественно-научным предметам — на третьей позиции, по математике и информатике — на пятой.
По интегральному показателю «Знания» (учитывает средний уровень, доступность, развитие сильнейших талантов) Москва находится на пятом месте среди ведущих мегаполисов. Высокий относительно среднемирового уровень грамотности столичных школьников, помимо исследования PISA, подтверждают и данные таких международных рейтингов, как PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и ICILS. Так, в 2017 году Москва заняла первое место в международном рейтинге читательской грамотности PIRLS. В исследовании приняли участие 4289 учеников четвертых классов из 150 столичных школ, набрав 612 баллов. Средний балл школьников Сингапура — 576, Гонконга — 569. Затем идут Мадрид, Квебек, Онтарио и Дубай. Москва впервые была представлена в исследовании как отдельная территория. Ранее она принимала участие в PIRLS только в составе России (исследование проводят раз в пять лет, впервые оно прошло в 2001 году, тогда Россия заняла 12-е место среди 35 стран).
А по итогам 2018 года московские школьники заняли второе место в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS (International Computer and Information Literacy Study). Оно охватило более 46 000 учащихся и 26 000 учителей из 12 стран и двух отдельных территорий: Москвы и Северного Рейна — Вестфалии (Германия). Эксперты оценивали компьютерную и информационную грамотность учеников восьмых классов, а также навыки компьютерного мышления. Москва, набравшая 549 баллов, уступила лидеру рейтинга Дании всего четыре балла.
В 2019 году проект «Московская электронная школа» (МЭШ), действующий в столице в течение двух лет и позволяющий объединить инновации и традиционные инструменты в учебном процессе, включен в список 100 главных образовательных проектов мира на образовательном саммите HundrED в Хельсинки.
Столица России в группе мировых лидеров и по возможностям получения дополнительного образования.
Доступность образования
Один из вызовов, определяющих будущее любой страны, — возрастающее социальное неравенство, расслоение общества. В связи с этим растет важность предоставления равных образовательных возможностей, качественного образования вне зависимости от социально-экономического положения семьи и иных факторов, потенциально влияющих на доступность образования.
Последовательные решения правительства Москвы в области образования привели к повышению качества и доступности школьного образования. В частности, это меры по выравниванию финансирования школ. Ранее размер бюджетного финансирования зависел от статуса школы, штатного расписания и занимаемой площади (было 15 нормативов для разных видов школ), разница в финансировании на одного ученика между школами доходила до 3–5 раз. В 2011 году был введен единый общегородской норматив финансирования на одного обучающегося (коэффициенты 2 и 3 для детей с ограниченными возможностями), причем по высокому, «гимназическому» уровню. В 2017 году город перешел к полному нормативу на ученика, включающему многие другие затраты: на питание, охрану, повышение квалификации педагогов. Равное финансирование гарантирует качественное образование независимо от района проживания. Причем город поддерживает как государственные, так и частные школы.
Школы получили большую свободу в распределении средств. При этом созданы и механизмы мотивации к повышению компетенций команды и качества образования — система грантов (за результативность, активное участие в городских проектах, развитие социокультурной среды).
Выравниванию финансирования способствовало и укрупнение школ: количество школьных зданий не уменьшилось, но школы получили качественно новые возможности развития. Сегодня, например, школы с большим количеством старших классов имеют возможность закупать дорогостоящие лаборатории, созданы условия для реализации программ предпрофильного образования (инженерные, медицинские, ИТ-классы).
По данным исследования Bain, 76% опрошенных оценивают уровень образования в московских школах как «в целом высокий».
Современная школа
Электронные материалы и цифровая инфраструктура — требование времени. Они становятся необъемлемой частью учебного процесса. Это значит, что школьники должны быть на 100% оснащены девайсами, для того чтобы читать электронные учебники, смотреть учебные фильмы, проходить тесты. В Гонконге, например, школам рекомендуют практику BYOD (Bring-your-own-device), позволяя ученикам работать на собственных устройствах и предоставляя «школьные» при необходимости. Это снижает экономическую нагрузку на школы и способствует большей вовлеченности учеников — они используют тот же девайс и в обычной жизни. А вот Швеция обеспечивает каждого ученика на время учебы планшетом или ноутбуком, закупают их школы либо муниципалитеты — использование одинаковых устройств делает более гладким учебный процесс, снижает социальное неравенство и позволяет централизованно фильтровать контент.
В московских школах в течение последних лет активно менялась материально-техническая база и внедрялась цифровая среда. На сегодня все школы оснащены Wi-Fi-доступом (49 000 точек), в помещениях всех школ, где есть ученики 5–11-х классов, установлены интерактивные панели, свыше 43 000 московских учителей оснащены ноутбуками. Вместе с оснащением школ учителя проходили курсы по пользованию новыми технологиями и оборудованием.
Первого сентября 2016 года стартовал проект МЭШ, дающий возможность учиться по-новому. Для детей это уникальная база знаний, которая позволяет учиться в интересной им среде. Сейчас в библиотеке МЭШ свыше 40 000 сценариев уроков, более 1500 учебников и пособий, более 87 000 интерактивных образовательных приложений, созданных учителями города и ведущими ИТ-компаниями. В МЭШ доступны и виртуальные лаборатории, и библиотека художественной литературы. А для родителей это система сервисов, позволяющих не беспокоиться о ребенке — 600 000 из них ежедневно получают уведомления о посещении школы и питании детей, электронный журнал ежедневно просматривают 5000 родителей. Более 1,2 млн раз москвичи воспользовались сервисом «Самодиагностика» для повторения материалов и подготовки к контрольным.
Мировой рынок образовательных технологий стремительно растет — по прогнозу IBIS Capital & EdtechX Global, к 2020 году он вырастет практически в два раза, с $133 млрд до $252 млрд. И эти технологии создают стимул для изменения систем образования. Цифровизация дает возможность получать качественные знания независимо от географии. Развитие онлайн-обучения, кстати, открывает в том числе и для московских школ экспортные возможности — проведение уроков для учеников в других областях, в странах СНГ и для русскоязычных школьников в дальнем зарубежье.
Развитие талантов
С 2010 года Москва полностью изменила подход к построению образовательных траекторий. Образование становится все более индивидуализированным, позволяя раскрыть потенциал конкретного ребенка. Речь идет как о дополнительном образовании, так и о предпрофессиональной подготовке. Развитию способностей, умений и навыков, а также первичной профориентации способствуют кружки и «Субботы московского школьника», в рамках которых школьники и студенты могут бесплатно посещать лекции, мастер-классы, квесты и пр. С 2010 года популярность кружков, по данным исследования Bain, выросла почти вдвое: дополнительное образование получают более 80% детей в Москве.
Изменения коснулись не только школ, пространство города впервые так масштабно задействовано в образовательных целях. Создана уникальная система дополнительного образования — школьники могут бесплатно посещать кружки на базе не только образовательных учреждений, но и в музеях, театрах, на предприятиях.
А углубленное обучение в интересующей области можно получить благодаря развитию профильных и предпрофессиональных классов: медицинский, инженерный, академический (научно-технологический), кадетский и Московский предуниверсарий. В 2015 году они появились в каждом районе Москвы.
В сентябре этого года в 35 московских школах появились востребованные ИТ-классы, где можно обучаться на продвинутом уровне по одному из шести наиболее востребованных ИТ-рынком направлений: программирование, информационная безопасность, моделирование и прототипирование, робототехника, большие данные и технологии связи.
Сегодняшние школьники выйдут на совершенно новый рынок труда, поэтому вопрос внедрения новых подходов к развитию талантов сейчас актуален для образовательных систем всего мира. И Москва — среди мегаполисов-лидеров.