Группа «Онэксим», принадлежащая Михаилу Прохорову (№2 в «Золотой сотне» Forbes, состояние $13,4 млрд), за $80 млн купила в ходе допэмиссии 51,1% акций ЗАО «РБК-ТВ Москва». Этой компании в рамках реструктуризации долгов ОАО «РБК информационные системы» достались активы холдинга. В том числе — информационное агентство «Росбизнесконсалтинг», газета «РБК Daily», журнал РБК, телеканал РБК-ТВ, ИД «Салон-Пресс», интернет-компания «Медиамир». Позже акционеры ОАО «РБК информационные системы» получат оставшиеся 48,9% акций ЗАО «РБК-ТВ Москва».
Теперь у РБК нет, пожалуй, одного из главных достоинств делового СМИ — независимости. Впрочем, эта компания никогда не отличалась высокими стандартами деловой этики, зачастую перемешивая рекламные и собственные материалы. Грани между ними внутри редакций просто не было. Поэтому появление нового контролирующего акционера из списка Forbes, причем акционера со множеством бизнес-интересов, пойдет РБК скорее на пользу, а не во вред. Долг компании урегулирован, наличные получены, рекламные бюджеты постепенно восстанавливаются после кризиса.
Напомню, кризис у РБК наступил в конце 2008 года, когда в результате потерь на фондовом рынке холдинг не смог расплатиться с банками — держателями облигаций и других долговых бумаг. Начались переговоры с кредиторами (Альфа-банк, МДМ-банк, Deutsche Bank и др.), а летом 2009 года «Онэксим» предложил за 51% РБК $80 млн при условии, что долговые проблемы будут урегулированы. Схему реструктуризации разработал инвестбанк «Ренессанс Капитал» («Онэксиму» принадлежит 50% минус одна акция), в итоге с ней согласилось более 97% кредиторов. Долг РБК оценивается сейчас в $230 млн при текущей рыночной капитализации компании в $175 млн.
Долг РБК конвертируется пополам в пятилетние облигации с купоном 5% годовых и восьмилетние с купоном 6% годовых, держатели этих бумаг смогут обменять их на акции «РБК-ТВ Москва», 5% задолженности кредитор получает сразу же наличными. Также есть возможность вместо восьмилетних бумаг получить деньги — в зависимости от дополнительных условий до 60% от суммы долга. Из $80 млн «Онэксима» непосредственно РБК достанется $30 млн, остальное пойдет кредиторам.
Остается главный вопрос: как дальше развивать бизнес, ведь прежняя модель оказалась нежизнеспособной. Пожалуй, Прохорову стоит полностью сменить менеджмент, а со временем сделать оферту миноритариям (в том числе и основателям компании) и провести делистинг. Пусть лучше РБК будет частной компанией олигарха, чем публичной, но со странной бизнес-моделью.