Этот блог — про инновационное будущее России. Для затравки нужно сказать пару слов, с какой точки мы начинаем.
На днях знакомый редактор прислал исследование Boston Consulting Group (BSG) под названием Innovation 2010 — ознакомьтесь, рекомендую. При его подготовке было опрошено более полутора тысяч CEO глобальных компаний. Общая мысль позитивна. Компании выходят из кризиса и вновь задумываются об инвестициях в инновации.
Слово «Россия» в исследовании не упоминается ни разу. Другие составные части BRIC есть. Получается BIC. Более того, при выборе инвестиционного региона среди развивающихся стран на первом месте, естественно, Китай, потом Индия, Латинская Америка, Азия и на последнем месте Восточная Европа.
Понятно, что экономика России сегодня сырьевая, трудно ожидать естественного позыва к инновациям. Его надо стимулировать. Для этого созданы институты развития. РВК. Роснано. Ростехнологии… Проблема в том, что наши институты развития построены на принципах Госплана, инертны и с трудом адаптируются ко всему новому.
Невозможно развить индустрию венчурного капитала, применяя к проектам принцип обязательного минимального уровня доходности. На практике прибыльным оказывается каждый десятый проект. Нельзя налагать мораторий на продажу портфельных компаний в течение трех лет. Инвестор должен иметь возможность «выхода» в самых благоприятных условиях. Нужно быть готовым к провалу. Тогда на десятой попытке может родиться новый «Гугл». Но Счетная палата и Прокуратура могут не понять планируемой убыточности проектов. Наши налоговики очень нервно реагируют на убытки в отчетности. С таким законодательством «слона не продашь».
В конце марта я был на 7-м Глобальном технологическом симпозиуме в Стэнфордском университете. Бывший CEO компании Intel, великий и успешный Крейг Барретт выступал с ключевым докладом. Он сказал, что самый точный источник, из которого он получает прогноз успешности проектов — это китайское «печенье судьбы». При всех участниках симпозиума Крейг раскрыл такое печенье, полученное после ужина в его любимом китайском ресторане в Кремниевой долине. Надпись гласила: «Хорошо заботься о себе». Через месяц после Стэнфордского мероприятия Барретт стал сопредседателем инновационного проекта в Сколково, и ему теперь предстоит объяснять и чиновникам, и лидерам госкорпораций свою теорию китайских предсказаний.
О том, получится ли это у Барретта и как избежать ошибок, постараюсь говорить в этом блоге.