Два крупнейших политических провала путинского десятилетия: Рамзан Кадыров и Михаил Ходорковский
Проговорки бывают не только у начальства, но и у народа в лице его критически настроенных представителей. И вот вам пример. В России есть полуофициальное наименование нынешней системы организации власти — тандемократия, или просто тандем. Это такой велосипед, в котором педали крутят оба, а рулит один. Не буду говорить о беспомощности велосипедной метафоры для самой мысли об управлении государством. Остановлюсь на другом. Как называется тандем в народе? Правильно: Медвепут. Слово не бог весть какое удачное, но, как говорится, иного не дано. Его и разберем.
Несколько лет назад талантливый публицист Дмитрий Галковский дал формулу правления второго президента РФ Владимира Путина. Поручи ему покрасить забор — доложит: Забор покрашен! Потери — два маляра.
Маляры — не маляры, а две персоны в самом деле отмечают два крупнейших политических провала путинского десятилетия: Рамзан Кадыров и Михаил Ходорковский. Один — как проект — должен был обеспечить стабильность на Кавказе. Другой — как проект — поставить бизнес под контроль этого вот, конкретно под определенных людей заточенного государства. Несмотря на поддержку российского руководства со стороны западных друзей вроде Шредера или Берлускони, одно только дело Ходорковского не позволяет западному миру признать Россию в полной мере правовым демократическим государством.
Холуйская часть российского общества весело рассуждает, как ловко наши велосипедисты все придумали, как удобно им будет меняться местами. Но это ошибка. Сколько ни вози Рамзана Кадырова в Киев, на Кавказе спокойнее не станет. Сколько ни держи в тюрьме «Ходора», а политический вес МБХ от этого не убывает. В том числе, конечно, и среди невидимых сторонников сидящего, которых немало и в окружении посадившего.
И ведь все это содержится в не очень красивом слове медвепут.
Как ни ограничивай политическую субъектность народа, слово-программа всегда найдется. Тем более что набившее оскомину словосочетание «правовой беспредел» уже давно не передает сути происходящего — стягивания, самостягивания пут, от которых русского медведя все равно придется освобождать. Это даже не намек на фамилию президента. Просто гораздо лучше будет, если тенета начнет распутывать сам медведь. В поисках правового выезда из места, в которое заехал тандем.