Систематизировал все сказанное в ежегодных посланиях по теме «Экономический рост». Особый интерес для меня представляет не сам текст, а структура оглавления. Структурирование — самое важное в понимании :))
Модернизация экономики
Создание инновационных отраслей промышленности — наша основная цель. Необходимым условием перехода к инновациям является здоровая и эффективная экономическая среда, которую мы должны сделать конкурентоспособной путем модернизации.
Что мы понимаем под модернизацией экономики? Стоит начать с формулировки того, что нас не устраивает: низкая производительность труда, высокие затраты материалов и энергии, высокие инфраструктурные издержки. Но, может быть, это только последствия. А причина — в отсутствии мотивов. Мотивов к созданию собственного дела.
Почему все больше и больше молодежь заинтересована в стабильной зарплате в большой корпорации? Думаю, отчасти это связано со структурой нашей экономики.
Крупные предприятия и государство заблокировали выход малого бизнеса в сферы своей деятельности. На рынке слишком мало места для малого бизнеса. Это сдерживает не только его развитие, но делает неэффективной всю экономику.
Структурные преобразования в экономике
В машиностроении, дорожном, жилищном строительстве и других отраслях у нас огромные неповоротливые предприятия, не стремящиеся к развитию кооперации. Это — «натуральное хозяйство» не только в жизни, но и в голове руководителя. В результате почти у любого промышленного предприятия огромный парк неэффективно используемого оборудования.
Аналогичная ситуация в отрасли дорожного строительства, где дорогостоящая техника загружена на четверть. Заколдованный круг: техника простаивает, но предприятиям всё равно приходится её содержать и обслуживать, потому что на рынке нет предложения необходимых товаров и услуг. А эти услуги не появляются, потому что на них нет спроса. С чего начать? Начнем с самого простого.
Передача на аутсорсинг непрофильных функций
На всех предприятиях есть такие услуги, как уборка помещений, общественное питание, бухгалтерия. Часть прогрессивных предприятий уже покупает эти услуги на рынке. Выделение этого бизнеса в самостоятельный, выстраивание договорных отношений, создание атмосферы взаимного доверия — это не только вопрос экономики, это вопрос новой технологии организации производства.
В чем задача краевой власти и муниципалитетов в этом вопросе? Думаю, своим примером мы должны поддержать новую организацию экономики. К концу 2011 года в муниципальном и государственном секторе Пермского края не должно остаться штатных сотрудников, выполняющих функции уборки помещений, их охраны, оказывающих услуги в сфере общественного питания. Значительный объем бухгалтерских, юридических и IT-услуг также должен закупаться на свободном рынке. Размещая свои заказы, мы создадим условия для развития специализированного малого бизнеса. Это задача блока «Управление государственными учреждениями» и Министерства развития предпринимательства края.
Кооперация в промышленности
Выделение непрофильных услуг — это лишь первый шаг. Следующий — десятилетиями обсуждающийся — это кооперация.
Создание технопарков
Покупка нового оборудования и постановка его в ряд незагруженного — это не шаг в модернизацию. Нам важно, чтобы современное оборудование приобреталось малыми специализированными предприятиями, работающими по заказам сборочных производств. Именно в этих случаях нам следует оказывать государственную поддержку, именно для этого нам надо создавать технопарки. Выращивать эффективные малые предприятия и разукрупнять бизнес — основное направление государственного влияния по техническому перевооружению промышленности.
Поручаю Министерству промышленности в течение года создать на базе крупнейших машиностроительных предприятий не менее двух технопарков для малого бизнеса. Считаю возможным финансирование запуска этих проектов из краевого бюджета.
Создание информационных возможностей
Мы понимаем, что живем в информационном мире. Но в повседневной жизни мы пренебрегаем информацией, не успеваем с ней работать. Необходимо создавать новые формы получения информации о нишах и потребностях рынка.
Предлагаю Министерству промышленности создать центр субконтрактации. Эта форма успешно зарекомендовала себя в других регионах. Это та информационная площадка, где малый бизнес сможет находить новые заказы, а крупные предприятия смогут их размещать.
Необходимо работать «под заказ» бизнеса, совместно с Пермской торгово-промышленной палатой брать на себя издержки подготовки различных бизнес-миссий, привлекать к работе иностранные посольства и наши торговые представительства за рубежом. Предлагаю создать формат работы представителей Пермского края в составе торговых представительств в одной из стран Центральной Европы и в Китае. Договоренность об этом с Министерством экономического развития России имеется.
Малый бизнес в государственной сфере
Пятая часть экономически активного населения Пермского края работает в малом бизнесе. В основном это торговля, строительство и услуги.
Есть отрасли, в которых развитие малого бизнеса было блокировано бесперспективностью конкуренции с государством. Это здравоохранение, образование, социальные и жилищно-коммунальные услуги.
За последние годы ситуация в крае изменилась. Этому способствовали наши стратегические решения:
— продажа предприятий в сфере строительства, содержания дорог и общественного транспорта;
— конкурсное размещение на рынке услуг здравоохранения, образования и социальной сферы;
— передача управления жилищным фондом частным управляющим компаниям;
— выплаты родителям детей, не посещающих муниципальные детские сады;
— спортивный сертификат;
— перепрофилирование детских домов и создание системы воспитания в приемных семьях;
— утверждение предельного тарифа на междугородные автомобильные перевозки.
В результате развиваются частные детские сады, частные медицинские лаборатории. По заказу государства работают частные врачи общей практики и узкие специалисты. Весь автомобильный пассажирский транспорт — частный. Водоснабжение, энергетика, сетевое хозяйство — это тоже те сферы, из которых ушло государство.
Но это лишь начало пути. В Пермском крае свыше трех тысяч государственных и муниципальных учреждений. Большую часть того, что они делают, может делать малый бизнес. Перевод из государственных и муниципальных учреждений в рынок 12 000 рабочих мест к концу 2011 года — задача Министерства развития предпринимательства края.
Дизайн
Производимые в России товары, как правило, проигрывают зарубежным аналогам. Причём порой не по качеству и надежности, а в дизайне и эргономике.
Расходы на промышленный дизайн для малого предприятия — тяжёлая нагрузка. Правительство готово разделить с бизнесом эти расходы. Созданный в прошлом году Пермский центр развития дизайна должен предложить пермскому бизнесу новый инструмент конкурентной борьбы — дизайнерское решение.
Энергоэффективность
Важное направление модернизации экономики — энергоэффективность. Низкая конкурентоспособность нашей продукции обусловлена в значительной степени ее энергоемкостью и в реальном секторе, и в бюджетной сфере, и в ЖКХ.
Часто ли мы кипятим в электрочайнике столько воды, сколько нам необходимо именно сейчас, или нагреваем несколько раз один и тот же объем воды? Знаем ли мы, что пылесос с заполненным на треть мешком тратит на 40% энергии больше? Это те азы, которые преподают в школах стран, которые первыми столкнулись с необходимостью экономии энергии.
Повышение энергоэффективности поставлено Президентом ключевой задачей модернизации экономики страны. В ноябре прошлого года по этому вопросу принят специальный федеральный закон. Согласно закону на региональном и муниципальном уровне мы должны принять соответствующие программы.
Нам необходимо включиться в реализацию шести федеральных проектов: «Считай, экономь, плати», «Новый свет», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективная социальная сфера», «Инновационная энергетика» и «Малая комплексная энергетика». На эти проекты выделяются федеральные средства, и это дополнительный мотив, чтобы стать пилотным регионом.