Сегодня дорожное агентство с гордостью продемонстрировало новые методы контроля качества при строительстве дорог. Как проконтролировать качество основания дороги, желательно без его разрушения? Всех нас раздражают вырубки асфальта на только что построенных дорогах (их почему-то ВСЕГДА забывают заделать :))
Или проверка уплотнения основания перед укладкой асфальта. Раньше на подготовленное основание выкладывали камушек, и если при наезде на него катка он раздавливался в пыль, это значило хорошее основание, если вдавливался в дорогу — плохое. Теперь небольшой переносной приборчик меряет уплотнение, жужжит как кассовый аппарат и чек выписывает со всеми показателями.
Но решение проблем качества дорог не в контроле :)) Надо создать мотивы строителю, чтобы ему выгодно было строить хорошую дорогу даже без контроля заказчика. Когда-то мы думали, что решим эту задачу очень длинными гарантийными сроками, аж пять лет. И это было новшеством, может быть, даже в масштабах страны. Но когда этот срок прошел, он уже не кажется таким длинным. Следующий этап — передача дороги подрядчику лет на 15-20. Одна из юридических форм таких отношений называется контрактом жизненного цикла дороги. Будет время, напишу об этом подробнее.