К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Война и мир


Частный бизнес, государство и искусство не интересуются «новыми ветеранами»

Страна празднует День Победы. Чем не повод сказать и пару слов о делах насущных, о связи времен, о ветеранах недавних войн, о современной ситуации в отображении войны. Безусловно, масштаб, характер, накал и значимость Великой Отечественной не идет ни в какое сравнение с последующими войнами, но возникает ощущение, что, сконцентрировавшись только на Великой Отечественной войне, наше общество закрывает глаза на проблемы новых поколений ветеранов. Празднование Великой Победы и торжества почему-то полностью задвигают на задворки информационного поля наших современников, отбирая у них и у нас самое главное для жизни и будущего страны — непрерывную связь времен. Можно начать с того, что у нас нет общей для всех ветеранов даты. Каждый празднует что-то свое. А ситуация с освещением и художественным осмыслением недавних войн совсем аховая. Время идет, и история страны все больше уходит в тень, не привлекая должного внимания.

Хотелось бы осветить только три направления: журналистику, литературу и изобразительное искусство. Осветить в сравнении с единственной страной, которая воевала и воюет не меньше нашего в XX—XXI веках, — с США.

Военная периодика. В России издается всего несколько военных журналов («Искусство Войны», «Братишка», «Солдаты России», «Офицеры», «Военный парад», «Боевое Братство», а также с десяток недоступных общественности ведомственных журналов) и газет («Красная Звезда», «Независимое военное обозрение» и ведомственные издания). В США дела обстоят куда лучше. Например, в настоящее время там выходит более 1400 периодических военных изданий, в том числе около 400 журналов и свыше 1000 газет с разовым тиражом более 12 млн экземпляров. Министерство обороны США издает в основном для внутреннего пользования всего 22 журнала, наиболее известным из которых является издание управления по связям с общественностью МО США Commander's Digest. Министерства видов вооруженных сил издают соответственно: сухопутных войск —13, ВВС — 38 и ВМС — 27 журналов. Крупнейшие из них — журналы Soldiers (сухопутные войска), Airman (ВВС) и All Hands (ВМС), тираж каждого издания свыше 100 000 экземпляров, т. е. подавляющее большинство периодики доступно для обывателя. Военная тема постоянно поднимается во всех ведущих неспециализированных СМИ, почти каждое из них имеет своего военного корреспондента, который прикрепляется к воюющим подразделениям на продолжительное время, ведет репортажи чуть ли не в режиме реального времени и публикует различные эссе и очерки. Таким образом достигается широкое и своевременное освещение происходящего в армии, на войне. Страна знает своих героев, страна работает над имиджем своих вооруженных сил, критикует проблемы и восторгается героизмом, проводит параллели с участниками Второй мировой. В США, в отличие от нашей страны, нет такого отрыва одного воюющего поколения от другого. Есть преемственность.

 

Литература. Банальный поиск в интернете американских или английских книг о современных войнах выдает тысячи наименований — от Кореи и Никарагуа до Сомали и нынешнего Ирака. Только Вьетнамская война дала как минимум десятка два произведений, считающихся в США литературной классикой. Сколько классических произведений мы знаем о нашей Афганской или Чеченской войне? В США у ветеранов и, что самое главное, у действующих военнослужащих есть возможность активно публиковаться, а издательства готовы вкладываться в раскрутку и пиар военных произведений. Мало того, понимая важность художественного изображения войны, государство организовывает хорошо оплачиваемые визиты ведущих писателей в зону боевых действий, а также мастер-классы. Мэтры проводят специальные курсы писательского мастерства для рядовых солдат в Афганистане и Ираке. Трудно представить что-то подобное у нас в стране. На моей памяти в Чечню, чтобы написать книгу о той войне, ездил только один современный российский писатель, естественно, за свой счет. Недавно созданная в России Студия военных писателей в Союзе писателей не нашла поддержки у государства и Министерства обороны и почти полностью парализована. Тем не менее современная военная литература в России есть, но она в основном окопалась в интернете на сайтах www.artofwar.ru и www.okopka.ru. Авторы этих сайтов, ветераны различных войн, периодически публикуются небольшими тиражами в военных и военно-детективных сериях крупнейших издательств, но этого явно недостаточно для развития целого направления литературы.

Изобразительное искусство. Несколько лет я собираю виртуальную коллекцию сканов художественных картин на военную тематику. На данный момент в коллекции есть произведения около ста (!) современных военных художников. И это только те, у кого в интернете есть сканы хорошего качества. Мне знакомы как минимум еще пять десятков художников, просто нет доступа к крупным изображениям. В США существуют даже школы военного искусства, галереи, а художники, как и журналисты, прикрепляются к воюющим подразделениям и проводят многомесячные командировки на текущих войнах, возвращаясь оттуда с коллекцией картин, рисунков, портретов и т. д. Рисование всячески поощряется в вооруженных силах, а работы непрофессионалов, солдат и офицеров с передовой пользуются популярностью в выставочных залах крупнейших центров в США и Великобритании. В России я, занимаясь военной темой более пяти лет, знаю только шестерых художников, пишущих на тему Афганистана и Чечни и хоть как-то известных публике. Это давно уже уволившиеся из рядов вооруженных сил ветераны. Ничего подобного известной на весь мир советской Студии военных художников имени М. Б. Грекова в современной России так и не появилось.

 

Помимо сугубо государственных программ по развитию художественного освещения военной темы, надо сказать, самим обществом в США востребованы работы такого рода, будь то в области журналистики, литературы, кинематографии, изобразительного искусства. Начинания снизу, от энтузиастов поддерживаются частным бизнесом, профессиональным сообществом.

В России государство никак не участвует в пиаре, пропаганде и развитии этого направления; несмотря на все громкие фразы о создании привлекательного образа армии, оно предпочитает ритуально и все в больших масштабах вбухивать средства в День Победы, отдавать дань памяти прошлому, плюя на настоящее и будущее. Такой подход государства давно никого не удивляет, но меня лично удивляет другое. Удивляет, что не наблюдается никакого общественного интереса со стороны профессиональных сообществ, официальных ветеранских организаций, воевавших или просто адекватных предпринимателей, интересующихся хоть чем-то, кроме денег, а также со стороны обывателей и СМИ. Хочется верить, что это только потому, что люди заняты выживанием и своими личными проблемами, что это временно. А пока же целый пласт человеческой культуры уходит в прошлое. Без торжественных проводов, в отличие от нашего, без сомнения, великого Дня Победы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+