Вот уже две недели наша команда из четырех студентов Сколково работает над новым проектом в Шанхае, в самом богатом и самом европейском городе материкового Китая. После окончания проекта в российском государственном секторе школа отправила студентов в разные уголки Китая и Индии.
В течение двух месяцев мы будем работать в качестве консультантов в местных компаниях над реальными бизнес-задачами. Используя собственный опыт и полученные в школе знания, к концу проекта мы должны предложить клиентам практические решения. А заодно научиться работать в незнакомой среде и понять специфику бизнеса на развивающихся рынках.
Отрасли и задачи у команд совершенно разные. В Дели, Мумбае и Бангалоре студенты заняты в банковской сфере и финансах. В Пекине команды помогают крупной IT-компании выводить собственный бренд на российский рынок, а также развивают для крупного ритейлера сеть по продаже еды для домашних животных (привычка держать в городских квартирах собак и кошек только входит здесь в моду у среднего класса). В других крупнейших китайских городах — Шэньчжэне и Гуанчжоу — студенты Сколково работают со светотехнической компанией и с производителем фильтров для воды.
Нас намеренно не стали посылать на стажировку в международные компании. Работа в местных офисах корпораций типа Coca-Cola немногим отличается от работы в российском или американском подразделениях. И если в Индии студенты свободно общаются с персоналом на английском (пусть и на индийском английском), то в Китае у каждой команды в распоряжении переводчик. А в общении на бытовом уровне студентам должны помочь знания китайского, полученные за первые месяцы обучения в школе.
Проект в Китае курируют профессор Сэм Парк и декан школы Вилфрид Ванхонакер. Сэм Пак возглавляет Институт исследований быстроразвивающихся рынков Сколково с головным офисом в Пекине и имеет обширные связи в Китае. Один из ведущих экспертов по Китаю Вилфрид Ванхонакер провел в Поднебесной около 20 лет, создав в Шанхае ведущую в Азии бизнес-школу CEIBS. Руководит проектом профессор Пол Турман из Columbia University, имеющий более 15 лет опыта работы в консалтинге для компаний по всему миру.
Наш проект в Шанхае посвящен так называемым новым медиа. Мы работаем на крупную компанию в медийной отрасли. Она выпускает популярные в Китае деловые газеты и еженедельники, а также активно расширяет свое присутствие в интернете.
Китайский медиарынок отличается серьезным контролем со стороны государства. Все ведущие СМИ в стране принадлежат государству, а частные медиакомпании действуют в очень регламентированной среде (впрочем, в последние годы наблюдается тенденция к росту количества частных медиахолдингов). Сложнее всего иностранцам — их деятельность в Китае очень ограничена и их влияние на отрасль практически незаметно. За исключением таких медиагигантов, как Bloomberg и Reuters, присутствие большинства мировых СМИ в Китае ограничено небольшой сетью собственных корреспондентов.
Отсутствие конкуренции со стороны международных гигантов, тем не менее, не снимает проблем, стоящих перед отраслью. Как и во всем мире, в Китае издательства столкнулись со снижением интереса к традиционным формам, таким как журналы и газеты. Читатели все больше предпочитают получать информацию из интернета здесь и сейчас, а не ждать утреннего выпуска газеты. Взрывной рост популярности онлайн-ресурсов в Китае только усложнил ситуацию и теперь многие медиакомпании ищут способ заработать через представление своего контента и взаимодействие с читательской аудиторией в интернете. Проблема в том, что рекламодатели не спешат платить за рекламу в сети, предпочитая онлайну более эффективные традиционные носители.
Преимущество мобильных приложений, электронных book-reader или устройств наподобие iPad пока также неочевидно. Ясно лишь одно — популярность новых медиа (как и социальных сетей) будет расти и издательствам необходимо начать всерьез использовать потенциал этого сегмента.
За пределами Китая рынок печатной рекламы переживает худшие времена. Вследствие кризиса многие газеты были вынуждены закрыться из-за падения рекламного рынка, в России печатная реклама обвалилась в прошлом году почти на 40%. В Китае же сборы от рекламы в печатных изданиях продолжают расти ежегодно на 30% вслед за укреплением экономики. Однако темпы роста замедляются, и это заставляет издателей беспокоиться.
Какой выход? Медиакомпании видят возможность получения дополнительных доходов за счет продажи контента в онлайне, как это уже происходит в музыкальной индустрии (например, iTunes). Однако за 15 лет китайские пользователи интернета привыкли получать информацию бесплатно, и убедить их в необходимости отдавать деньги за контент очень нелегко. Да и на мировом рынке, за исключением Financial Times и The Wall Street Journal, успешных примеров продажи онлайн подписки не так уж много.
Все эти вопросы мне очень близки, поскольку в Сколково я пришел именно с проектом по развитию русскоязычных деловых изданий о бизнесе с Китаем. Вместе с партнером из Гонконга Сергеем Мэном мы выпускаем журналы AsiaBusiness и ChinaBusiness. И я рассчитываю, что нынешний проект в Шанхае поможет увидеть новые возможности для развития собственного бизнеса. Ну и, конечно же, обзавестись guanxi (в переводе с китайского «связи»), без чего в Китае невозможно стать успешным предпринимателем.