Это были удивительные два часа. Нет, конечно, ничего непредсказуемого в том, что весь Ванкувер на время хоккейного четвертьфинала Канада—Россия буквально вымер, а за игрой следили даже полицейские по служебным рациям, не было. Здесь такая культура боления. Когда канадцы играли против США, было то же самое. Когда они вчера играли с Германией, было очень близко к этому. Хоккей на этой Олимпиаде для канадцев безоговорочно на первом месте: сколько бы золотых медалей команда ни взяла на домашних Играх, без хоккейного золота Олимпиаду почти наверняка сочтут неудачной. Хоккейное безумие повсюду: болельщики через одного ходят в свитерах хоккейной сборной, рекламные ролики каждые пять минут повторяют как мантру: «Хоккей — наша игра, пусть все знают, в чью игру они играют». Даже манекены в магазинах, и те на время Олимпиады взяли в руки клюшки.
Наверное, Канада в таких условиях не имела права проиграть в четвертьфинале, тем более сборной России. Здесь не только моральный, но и важный спортивный подтекст: во-первых, Канада ни разу за последние 50 лет не выигрывала у России на Олимпиаде, во-вторых, канадцы дважды за последние два года проиграли России на чемпионатах мира. И пусть от той команды у Канады осталось, по большому счету, лишь воспоминание (нынешний состав сильно от того отличается), зуб на российскую команду, конечно, был наточен.
За час до игры на улицах было еще полно народу. Дождя нет, но погода неприятная: небольшой ветер, небо затянуто облаками. И болельщики на этот раз решили озаботиться поиском свободных пабов пораньше, чтобы не смотреть хоккей на улице, как они это частенько делают. Пабы заполнились быстро, и за полчаса до игры улицы опустели. Если энергетику заполненных пабов еще возможно себе представить (когда при каждой заброшенной шайбе в воздух с космической скоростью взлетают сотни рук с пивными бокалами, а через секунду эти же руки с грохотом обрушиваются на столы и отбивают «Go, Canada, go!»), то рядом со стадионом творилось что-то неописуемое. Нет, людей здесь не было совсем. Но это производило еще большее впечатление.
Сначала монотонный гул шумящей на стадионе толпы, отчетливо слышный за несколько километров. Потом внезапное его нарастание и протяжная сирена, как будто бы барк «Крузенштерн», который мэрия Ванкувера не пускала к Русскому дому, все-таки прорвался и теперь празднует свою морскую победу. На самом деле это лишь хоккейная сирена, но в полнейшей тишине она создает именно такое впечатление. Еще мгновение — и непонятные радостные вопли и крики несутся уже из стоящих неподалеку домов. Сразу же ответным всплеском эйфории отвечает павильон Квебек, где на большом экране идет прямая трансляция. Такое ощущение, что где-то сбросили шумовую бомбу и теперь эхо от этого взрыва отражается от всех стоящих в центре зданий, но на самом деле Канада лишь забила очередной гол.
Наверное, чтобы победить в этой игре, нужно было готовиться именно к такому вот напору: силовому, настойчивому, громящему и затмевающему все и вся. Если такое напряжение и локализация энергии были вокруг стадиона, можно представить, что творилось на самой площадке. Российская сборная оказалась к этому не готова. Когда канадцы не забили в первые две минуты, показалось, что теперь-то наши поймут что к чему. Что здесь не надо кататься за своими воротами и делать тонкие передачи, что здесь выиграет тот, кто будет больше хотеть и сильнее бить. Но российские хоккеисты, видимо, думали иначе. Первый период — это не только четыре пропущенные шайбы и невзрачная игра сборной России, но и десятки пропущенных силовых приемов: когда канадцы от души прикладывали российских хоккеистов к бортам, а те не могли нормально ответить.
Российская сборная проснулась лишь ко второму периоду, когда, по сути, все было решено. Вообще не попавшему в игру вратарю Набокову тренеры позволили пропустить еще две шайбы и лишь потом решили его заменить. Силовые приемы, которые проходили с чехами, стал пробовать применять на канадцах Овечкин. Но было уже очень поздно. Третий период Канада провела спокойно и основательно, ничего не забив, но и не пропустив. Для удовлетворения собственных амбиций ей хватило и семи шайб: раньше столько в ворота России она не забивала. А российская команда, на которую перед Олимпиадой рассчитывали как на главного претендента на золото, в итоге выступила хуже, чем когда-либо: за последние шестьдесят лет ниже четвертого места советские и российские хоккеисты не опускались. Но здесь, в Канаде, особо и не верилось, что может быть как-то по-другому.