К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дороги модернизации

Дороги модернизации
Пора перестать ездить по форумам и заняться делом

Был на форуме в Красноярске. Забавно, как много в России зависит от губернаторов и царей. Наверное, пора перестать ездить по форумам, а то дело совсем застынет.

А дел хватает. Друзья шутят: «Бизнес-ангел стал использовать крылья в личных целях», так как мой инвестиционный проект победил в другом моем проекте, инфраструктурном.

Конкурсом «БИТ Сибирь» я занялся три года назад по просьбе друга, создававшего в МЭРТ систему региональных венчурных фондов. Вкладывать наравне со спонсорами (а их достаточно много) привык как часть денег, так и души. Поэтому вроде получается, хотя скрипу много.

 

Два года сознательно не отдавал в конкурс проекты с собственным участием — «зашумленная» обратная связь не нужна. Более того, в 2010 году настоял на переносе финала конкурса из Томска в Красноярск — так мы резко насытили базу проектов хорошими местными новичками, да и томским инноваторам полезно поездить по Сибири. Мы даже получили право выступить в «нулевой» день на той же площадке, где проводился один из трех мощнейших форумов в России. «Шоу об инновациях» состоялось.

Победителем была признана команда проекта «Новый ветеринарный препарат на основе серебра «Сильверол®» (Томск), в который я инвестировал. Препарат, создававшийся более десяти лет как средство для лечения лейкоза крови человека, показал высокую антибактериальную активность в ветеринарной практике. На втором месте проект «КЕДР — микрокосмос на вашем столе» (Красноярск), где клонированные ростки сосны сибирской становятся сувенирами из Сибири. Третье место заняла красноярская команда, представившая проект «Нагрев цветных металлов»: повышение энергоэффективности при индукционном нагреве заготовок из алюминия. Победителю достанется 250 000 рублей. Призеры второго и третьего мест получат по 75 000 рублей.

 

После этого как-то странно, что на «пленарке» через два дня первыми вопросами были «Придете ли вы на шоу про инновационную Россию?» (да — 72%) и «Готовы ли помочь сделать такое инновационное шоу?» (да — 67%). Мы ведь и проводили «шоу про инновационную Россию», причем за день до того, как вопросы ставили на голосование...

Вот только жаль, что это было шоу. Для инноваторов-участников, да и мне, как инвестору, шоу — «секс всухую». Кроме одного из проектов студента третьего курса томского вуза, что получил поддержку от двух своих же проректоров, да десятка грантов «Фонда Бортника» похвастаться пока нечем.

Более того, участницу одной из команд — призеров «БИТ Сибирь 2010» за то, что два месяца ходила на вечерние лекции бесплатно работавших лекторов из АНХ и потом сутками работала над проектом по коммерциализации своей кандидатской диссертации, «научница» выставила за дверь лаборатории. С таким трудом приходилось уговаривать ребят работать «по полной», понимая, что всего два–три из 76 смогут «взойти». А ведь за участниками таких конкурсов в США (MIT100K) или в Китае сразу начинают бегать инвесторы.

 

Странно после этого слышать, что РВК собирается инвестировать в проекты за рубежом, а чиновники, говоря об инновациях, поминают MIT через слово. Коллеги, лотерейный билет из анекдота нужно хотя бы купить, а газон, чтобы он стал «английским», надо хотя бы стричь. В слове «посев» главное — сеятель, семя и сев. Как бы чиновникам от инноваций ни хотелось, но заставить сперматозоид плыть хвостиком вперед не удастся. Так же и инновации с «ручным управлением» из Москвы даже после двух дней на семинаре в MIT — нонсенс. Когда 94-й закон о госзакупках всесилен, когда венчурные компании по 3-4 года «мылят» деньги из венчурных фондов, чего вы хотите от инноваторов?

Российская экономика — это не горы из «Аватара», а скорее пещеры из «Властелина колец». Причем свод этой «пещеры» — научные школы — рассыпается быстрее, чем сталактиты инноваций смыкаются со сталагмитами модернизации. И лить воду денег на свод пещеры — бесполезное занятие, рухнет быстрее. Это дело под силу только хаотично летающим «бизнес-ангелам», которым наплевать на земное притяжение и которые своей «слюной» радения за проектами «посевной» стадии могут ускорить смычку идей и рынков в работающий инновационный бизнес. Только вот мало их, да и «крылья коротки». А государство по-прежнему годами рождает то «венчурные фонды, то «венчурных партнеров», пачками подписывая «соглашения о намерениях».

Из «модернизационного» Красноярска в «инновационный» Томск я пробирался на такси: плацкарты в этот день не было, и для экономии времени «за три рубля» с таксистом поехал со станции Тайга через Тутальскую в Юргу и Томск. Пробирался в буквальном смысле слова по «трубе» под Транссибом, задевая «ушами» подержанной Toyota за стены водовода, затем по ледовой переправе через реку Томь. Как и положено инноватору в России, которому «не шашечки главное, а доехать». И вот какая мысль родилась: может, предложить нашим сибирским форумам пару лет не «форумить», а сэкономленное потратить на возобновление авиационного сообщения между столицами Сибири? А то, ей-богу, стыдно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+