К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

КПД раздачи денег — минимальный

КПД раздачи денег — минимальный
Государственная помощь малому бизнесу не доходит до адресатов. Как организовать ее правильно?

Смешно говорить, что на помощь малому бизнесу в этом году выделена куча денег. Это одна из «вкусных» деклараций, которые широко обсуждаются. Недавно приезжаю я в родной Краснодар, звонит одноклассник: поговорить надо. Встретились в кафе. Он говорит: «Ты же там близко ко всем этим кругам». «И что?» — спрашиваю. Он: «Там никак не перепадет»? Я говорю: «Тебе точно нет».

И тысячам предпринимателей не перепадет тоже. По линии Минэка 10 млрд рублей, по линии Российского банка развития — 30 млрд рублей (притом что общий бюджет антикризисных мер — 2 трлн рублей). По данным Росстата, у нас около 4,5 млн субъектов малого бизнеса. Если поделить деньги на всех, получатся копейки. Но и эти деньги только-только начинают поступать. Вот и получается, что эти миллиарды — популистская декларация. Системной помощи малому бизнесу нет.

Взять, к примеру, гранты по 300 000 рублей на создание собственного бизнеса от Министерства экономики. При всем уважении к инициаторам этой меры я считаю, что она неконструктивна. КПД этой раздачи минимальный. Это как пожар тушить бубликами. Она должна быть дополнена конкретными программами и направлена на конкретные группы населения.

 

Например, идет реформа в армии. В настоящий момент де-факто и де-юре более 160 000 офицеров и прапорщиков — лишние. Средний возраст — 40-42 года, это активные и в большинстве случаев образованные люди. Вот если бы программу Минэка привинтить хотя бы в некоторой ее части к программе вовлечения отставников и сотрудников органов внутренних дел в малый бизнес… Подполковник, который с 2010 года не нужен армии, проходил бы курсы предпринимательской грамотности, а потом выходил со своей бизнес-идеей на комиссию, которая не зависит ни от муниципалитетов, ни от местных банков. И если, во-первых, этот человек может быть предпринимателем и, во-вторых, его проект актуален, то эти 300 000 рублей для старта были бы как раз кстати. Оборудование для производства чего-либо — упаковки, муки, печенья — за 1 млн рублей найти можно. Грантом он мог бы закрыть 30% этой суммы — первый взнос лизинговой компании, например. Тогда это было бы красиво. Сейчас же раздача происходит не очень-то системно и не очень-то концептуально. Как и другая активность в этом направлении.

Взять хотя бы привилегию, которую Путин дал законодательным собраниям в конце прошлого года, — снижать с 15% до 5% ставку налога для предпринимателей, пользующихся упрощенной системой налогообложения (про «упрощенцев», которые используют другой вариант и платят 6% с оборота, речь вообще не шла, хотя «Опора России» предлагала снизить им ставку до 2%). Своим правом облегчить нагрузку на малый бизнес воспользовалась лишь половина регионов. Кто-то снизил ставку до 10%, кто-то до 5%, кто-то сделал ее дифференцированной: для торговли, допустим, 10%, а для производственников — 5%. Есть регионы, где инициативу вовсе не обсуждали. А ведь прошел уже почти год.

 

Инструментарий всем руководителям дан. Было бы желание им пользоваться. Разговаривал не так давно с вице-губернатором Краснодарского края Алексеем Агафоновым и его замом. Им пришла в голову хорошая мысль: составить перечень всего, что завозится в Краснодарский край, и задаться вопросом — а что из этого перечня можно производить на месте? Выяснилось, что 70% перечня можно делать на месте. Агафонов рассказывал про молодых людей, им лет по двадцать пять, они сейчас, в кризис, не имея никакого госзаказа, начали делать мебель. Нашли свою нишу — специализируются на детской. Другие запустили производство упаковки — оказалось, что в районе четыре предприятия постоянно нуждаются в таре для своих продуктов, но никто в радиусе 100 км ее не делал, везли из других регионов.

В Татарстане, Пермском крае чиновники тоже пытаются изыскивать возможности для организации новых предприятий. Можно с банками договариваться, что акцент должен быть на предприятия, продукция которых замещает привозную. Банки кредитуют малый бизнес под 18-22%. Ставка для тех, кого власть поддерживает, всегда будет минимальной. Особенно если у предпринимателя есть еще и поручительство гарантийного фонда или местного фонда поддержки малого предпринимательства. Это абсолютно логично. Если человек пришел с улицы, банк закладывает риски и назначает высокую ставку.

Субъекты федерации могли бы взять на себя и продвижение продукции своих малых предприятий в других регионах, как это делают турки и итальянцы. Это не панацея, но один из выходов. А что продвигать, поверьте, найдется. В Башкортостане мне рассказывали про людей, которые делают какой-то агрегат для Volvo. Они берут деталь от старой модели, что-то переделывают, и она подходит для Volvo C40. Шведы обалдели, когда узнали цену. Активных предпринимателей в России много. Было бы желание им помочь…

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+