Аналитики «Автостата» сообщили о падении продаж автомобилей в марте на 45,5%
За март в России было продано 79 822 новых легковых автомобиля, это на 45,5% меньше, чем в марте 2024-го, подсчитали аналитики «Автостата». По итогам первого квартала было продано 246 934 новых легковых автомобиля, это на 25,3% меньше, чем годом ранее. Автодилеры винят в снижении высокую ставку ЦБ и неоправданные надежды покупателей на возврат в Россию иностранных автобрендов
По итогам первого квартала 2025 года в России было продано 246 934 новых легковых автомобиля, что на 25,3% меньше, чем за первые три месяца 2024 года, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». При этом в марте продали 79 822 новых легковых автомобиля — это на 45,5% меньше, чем в марте 2024-го. Участники рынка назвали в числе причин снижения спроса высокую ставку ЦБ, которая ограничивает кредитование и ведет к отказу от больших трат в пользу процентов по вкладам, и расчет покупателей на возвращение западных автобрендов.
Лидер продаж на российском рынке — Lada (за март продано 25 167 новых машин) c долей 31% по итогам прошлого месяца, годом ранее этот показатель был ниже 28%. Среди иномарок впереди бренд Haval с 9790 экземплярами проданных авто. На третьей строчке находится Chery (8409 шт.), далее еще два «китайца» — Geely (5134 шт.) и Changan (3787 шт.).
У белорусского Belgee шестое место с показателем 2428 машин, далее китайские OMODA (2146 шт.), Jetour (2062 шт.) и JAECOO (1628 шт.). Замыкает десятку лидеров по итогам марта отечественный Solaris (1555 шт.). Он попал в топ-10 впервые, продажи выросли почти в девять раз (это единственный рост, на эффекте низкой базы).
По итогам квартала лучше всех прибавил Solaris (в 23 раза), а также Jetour (плюс 19%), JAECOO (плюс 25,3%) и Belgee (плюс 46,6%). Остальные шесть марок показали отрицательную динамику, хуже всех Geely (минус 54,6%).
В модельном рейтинге первенство у автомобилей семейства Lada Granta (10 701 шт., на 42,9% меньше, чем год назад). За ними располагается другое вазовское семейство — Lada Vesta (7181 шт., минус 35,6%). Китайский кроссовер Haval Jolion показал в марте лучший результат — 3966 машин (минус 37,9%).
В топ-10 модельного рейтинга далее следуют кроссовер Chery Tiggo 7 PRO Max (3377 шт., минус 34,4%), Lada Niva Travel (2772 шт., минус 46,8%), Lada Niva Legend (2488 шт., минус 47,9%), Haval M6 (2011 шт., минус 42%), Lada Largus (1995 шт., рост в 66,5 раза), Geely Monjaro (1995 шт., минус 61,5%) и Chery Tiggo 4 PRO (1899 шт., минус 41,4%). По итогам марта Largus вырос сильнее всех, а Monjaro хуже других упал. По итогам квартала, положительная динамика у Largus, рост в 41 раз из-за низкой базы. Остальные представленные модели показывают падение, а самое сильное оно снова у Monjaro (минус 54,5%).
При этом, по итогам первого квартала, средняя стоимость нового автомобиля, по данным сервиса «Авто.ру», осталась на уровне февральских значений. Средняя цена машины китайской марки в марте составила 3,74 млн рублей, а отечественной — 1,59 млн рублей. В сравнении с мартом прошлого года рост средней стоимости составил 9% для китайских марок и 13% для российских.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф», оценил падение спроса в первом квартале в 12,5% год к году. «Наиболее существенное снижение зафиксировано в сегменте автомобилей, ввезенных по параллельному импорту», — отметил он. Иванов связал это с изменениями в кредитной политике, ростом регуляторной нагрузки, в том числе по линии утильсбора.
Среди структурных причин снижения спроса он назвал ключевую ставку в 21%, укрепление рубля и ожидание возвращения иностранных брендов. По оценке Иванова, в ближайшие два–три года последнее не произойдет, а ценовая конъюнктура в случае возвращения иномарок «останется сопоставимой с текущей». Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев говорит о снижении продаж в первом квартале на 5% год к году.
Оно менее значительно по сравнению с общим рынком (минус 25%), отметил он. Он назвал те же причины снижения спроса, что Иванов — ставка ЦБ и необоснованные слухи о возвращении автобрендов, но добавил к ним нежелание потребителей тратиться в условиях высоких ставок по депозитам. «По продажам в апреле ожидаем небольшой рост интереса к покупкам, он не будет галопирующим — в интервале 10% по отношению к марту», — прогнозирует Тюктеев.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр», сообщил о росте продаж в марте на 8% к февралю. Он объяснил его большим количеством дней в марте по сравнению с февралем. «Предпосылок для восстановления авторынка на сегодня нет», — сказал Терлюкевич. По его словам, рынок располагает инфраструктурой для продажи более 2 млн автомобилей в год, а «убытки неизбежны».
По оценке Андрея Ольховского, гендиректора ГК «Автодом», продажи автомобилей находятся в стресс-сценарии, при котором рынок оценивается в 1 млн штук по итогам года. «Наши продажи соответствуют именно ему», — сказал собеседник. По его словам, при снижении ключевой ставки до 10-12% рынок кредитования физлиц будет на уровне 15% и тогда активность восстановится. Евгений Житнухин, коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh, сообщил о снижении продаж за первый квартал на 15% год к году. Ситуацию на рынке все последние месяцы определял утильсбор, но год закончился с ростом рынка почти на 50%, напомнил он.