«Коммерсантъ» узнал об обсуждении властями продажи энергетиков с помощью биометрии
Правительство обсуждает с маркетплейсами и Центром биометрических технологий возможность легализации продажи энергетиков на маркетплейсах с помощью биометрии, пишет «Коммерсантъ». По словам источников газеты, Минздрав считает использование биометрии для подтверждения возраста при покупке таких напитков, как онлайн, так и в вендингах, возможным и поддерживает эту идею, а Минцифры занимается сбором мнений регуляторов
В правительстве готовится законопроект, который должен легализовать продажу энергетиков на маркетплейсах и в вендинговых автоматах с помощью идентификации через Единую биометрическую систему (ЕБС), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке интернет-торговли. Такие изменения планируется внести в ФЗ-304, разрешающий продажу тонизирующих напитков, включая энергетики, только совершеннолетним в магазинах, указывает издание. Закон вступил в силу 1 марта.
По словам собеседников «Коммерсанта», Минздрав поддерживает эту идею. Ведомство считает, что подтверждать возраст по биометрии при покупке энергетиков онлайн и в вендингах возможно, уточняют они. А Минцифры в настоящее время занимается сбором мнений регуляторов.
Сегмент вендингов пострадал от принятия ФЗ больше всего, отмечают источники газеты на рынке офлайн-торговли. По их словам, компании этого сегмента получали до четверти доходов на продаже энергетиков.
Проработку механизма подтверждения возраста при покупке энергетиков с помощью биометрии при участии Центра биометрических технологий (ЦБТ) и представителей отрасли «Коммерсанту» подтвердили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко. Там полагают, что соответствующая мера позволит «разблокировать легальный рынок для совершеннолетних потребителей» и при этом сохранить полный запрет доступа к такой продукции для подростков.
В ЦБТ изданию сообщили, что для получения доступа к сервису подтверждения возраста нужна будет либо стандартная, либо подтвержденная биометрия. По словам представителя оператора, при приобретении энергетика в вендинговом автомате возраст будет подтверждаться через специальный терминал. В ЦБТ заявили, что сервис могут реализовать в течение нескольких месяцев после принятия нормативных актов.
В Минэкономразвития «Коммерсанту» рассказали, что в рамках разработки законопроекта «О платформенной экономике», который еще не внесен в Госдуму, продолжают появляться предложения, призванные сделать использование платформ и маркетплейсов безопасным. Возможность подтверждать возраст и личность покупателя с помощью биометрии является одним из таких предложений. По мнению ведомства, использование такого способа идентификации не должно становиться обязательным ни для маркетплейсов, ни для потребителей.
Один из собеседников «Коммерсанта» сообщил об обсуждении вопроса использования биометрии при продаже алкогольной и табачной продукции. Однако говорить о конкретных шагах преждевременно, отметил он. По словам представителя объединенной компании Wildberries и Russ, использование биометрии в контенте онлайн-торговли такой продукцией является перспективным. Но он считает целесообразным говорить о тестировании продажи алкогольной и табачной продукции с использованием биометрии только после ее легализации, пишет газета. В «Яндекс Маркете» от комментариев отказались, в Ozon и «Купере» «Коммерсанту» не ответили.
В Минцифры и Минздраве не ответили на запрос газеты.
Продажи энергетиков в России в первую декаду марта выросли на 6% в натуральном выражении год к году, писал «Коммерсантъ» 17 марта со ссылкой на данные «Контур.Маркета». Эксперты связывали рост с постоянным увеличением доли потребителей продукции.