Сенаторы предложили условия для возвращения иностранных автоконцернов в Россию
В Совете Федерации предложили кабмину возможные варианты условий для возвращения иностранных автоконцернов в Россию, пишут «Ведомости». В частности, сенаторы хотят обязать такие компании работать только в рамках совместного предприятия с отечественными производителями при условии сохранения контроля над ним за российской стороной. Кроме того, иностранные концерны должны будут работать «в рамках общих правил, высоких требований к локализации» и без каких-либо исключений
Комитет Совета Федерации по экономической политике предложил кабмину свои варианты условий для возвращения иностранных автоконцернов в Россию, сообщают «Ведомости» со ссылкой на письмо главы этого комитета Андрея Кутепова на имя первого вице-премьера Дениса Мантурова.
В частности, сенаторы предлагают обязать иностранные концерны работать только в рамках совместного предприятия с отечественными производителями при условии сохранения контроля над ним за российской стороной. При этом результаты интеллектуальной деятельности, конструкторская документация и любые разработки должны принадлежать совместному предприятию. Кроме того, иностранные концерны, согласно предложению, будут работать «в рамках общих правил, высоких требований к локализации без каких-либо льготных режимов и исключений». Вместе с этим страны, резидентами которых являются желающие вернуться компании, должны снять все санкции против России, следует из письма.
Предложения сенаторов по большей части направлены на то, чтобы обеспечить гарантии сохранения производства в России даже при повторном уходе иностранных концернов, пишут «Ведомости». Как указали в своем письме сенаторы, иностранные компании, «которые много лет обещали локализацию, в кратчайшие сроки сбежали из России, не оставив после себя ни технологий, ни компетенций». Поэтому условия их возвращения на российский рынок должны учитывать интересы российских производителей.
Первый вице-премьер Денис Мантуров отмечал, что возвращение зарубежных автопроизводителей в Россию не будет таким же простым, как их уход. «Если говорим про автопром, я могу сразу сказать, что здесь ситуация очень неоднозначная и просто взять и вернуться так, как просто взяли и вышли, уже не получится», — говорил он. Он также заявлял, что Россия будет допускать на свой рынок только те компании, в каких она заинтересована.
На прошлой неделе, 21 февраля, Владимир Путин заявил, что власти должны обеспечить национальным производителям преимущества в случае возвращения на российский рынок иностранных брендов. Президент призвал правительство подумать над регулированием взаимодействия отечественных и зарубежных предприятий, «с тем чтобы обеспечить национальным производителям определенные преимущества». При этом он отметил, что это должно быть сделано с учетом требований Всемирной торговой организации.
Впрочем, говорить о «серьезном возвращении» зарубежных компаний пока преждевременно, для этого нет существенных предпосылок, считает заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников, слова которого приводят «Ведомости». Кроме того, западные компании на рынке автопрома были замещены другими, прежде всего китайскими, констатирует эксперт. Новые инвесторы вряд ли «просто так отдадут рынок» – они сильные конкуренты, заявил он газете.