Продажи новых автомобилей в России выросли на 39% в 2024 году
По итогам года продажи новых автомобилей в России выросли на 39%, до 1,8 млн штук, сообщили в Минпромторге. Из них на легковые автомобили пришлось 1,55 млн штук, их продажи за год увеличились на 47%. Этот результат оказался выше результата 2021-го, когда, по данным «Автостата», объем продаж новых легковых автомобилей в России превысил 1,51 млн штук. В 2025-м продажи, напротив, могут упасть, прогнозировали ранее эксперты «Автостата»
Продажи новых автомобилей в России в 2024 году выросли на 39% по сравнению с 2023 годом, всего за 12 месяцев было продано 1,8 млн автомобилей. Об этом сообщил Минпромторг со ссылкой на данные компании «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие «Автостата» и системы электронных ПТС).
Вместе с тем, по данным, которые приводит ведомство, выросло и производство российских автомобилей — на 28% к 2023 году: всего за год было выпущено более 829 000 новых автомобилей отечественного производства.
При этом в сегменте легковых автомобилей продажи выросли на 47% и превысили 1,55 млн штук, утверждает Минпромторг. Продажи грузовых автомобилей, напротив, упали — на 13%, до 121 562 штук. Сегменты легких коммерческих автомобилей и автобусов продемонстрировали рост на 34% и 16% соответственно.
В конце декабря директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков по просьбе Forbes оценил рост продаж новых легковых автомобилей в 2024 году. По его словам, по итогам года в России могло быть реализовано 1,59 млн легковых автомобилей, что опередило бы ожидания рынка. «Продажи восстановились, и результат станет лучшим, чем показатели 2021 года», — заявил Целиков. По данным «Автостата», в 2021 году объем продаж новых легковых автомобилей в России превысил 1,51 млн штук. Абсолютный рекорд был поставлен в 2012 году, когда в России было реализовано 2,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.
Такой результат, по мнению опрошенных Forbes экспертов, был связан с индексацией тарифов утильсбора, ростом ключевой ставки и изменениями курса рубля: клиенты активно покупали автомобили, стараясь опередить рост цен, считает первый замгендиректора ГК «Рольф» Светлана Виноградова.
В сентябре 2024-го правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). На первом этапе ставка была увеличена на 70–85%. Затем ежегодно, вплоть до 2030 года, этот показатель будет подниматься. Если говорить в цифрах, то для авто с двигателем менее 2 л утильсбор вырастет примерно на 250 000 рублей, 2-3 л — более чем на 700 000 рублей, 3-3,5 л — более чем на 800 000 рублей. По данным «Автостата», в 2023 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляла 2,96 млн рублей, а в 2024-м она выросла на 7%, до 3,17 млн рублей.
В 2025 году эксперты «Автостата» ожидают стагнацию или снижение продаж на российском авторынке. В базовом сценарии продажи новых автомобилей снизятся на 10%, до 1,43 млн штук, сообщили в агентстве Forbes. Высокая инфляция, повышение утильсбора и рост цен на новые автомобили, рост ставок и снижение доступности автокредитов, отсутствие официальных поставок глобальных брендов — вот основные негативные факторы, которые называют эксперты «Автостата». Среди позитивных факторов, которые будут влиять на рынок, — «вливание» денег в экономику и рост денежной массы, которые приводят к значительному росту доходов у некоторых категорий населения, отмечают эксперты «Автостата».