100 бизнесменов о будущем: чего ждут и чего боятся главы крупных компаний
Оценка реальности владельцами и основателями бизнеса влияет на его судьбу сильнее компетенций управленцев или колебаний рынка. Но получить эту информацию бывает непросто из-за непубличности самих акционеров. Как на фоне новых вызовов последних лет оценивают перспективы компаний их основатели и владельцы? На эти вопросы дал ответ «Рейтинг ожиданий российского бизнеса» — масштабное исследование-опрос больше сотни первых лиц, проведенный консультантами «Адизес Бизнес Консалтинг» (ранее — российский офис международного «Института Адизеса») и Regroup.
«Рейтинг ожиданий» показал: чаще всего среди стратегических ориентиров владельцы и акционеры называют технологическое развитие и инвестиции в человеческий капитал. Среди ответов можно выделить пять стратегических паттернов, не зависящих от размера бизнеса, и три парадигмы «взглядов на развитие», от величины компании зависящих. Главными вызовами опрошенные единогласно называют дефицит квалифицированных кадров и стоимость капитала.
Как составлялся рейтинг
В его основу лег опрос первых лиц, проведенный осенью 2024 года. В опросе приняли участие руководители (основатели, главы совета директоров, акционеры и — реже — СЕО) более 100 российских компаний из ключевых отраслей экономики от IT до тяжелой промышленности. Диапазон годовой выручки — от 10 до более 100 млрд рублей. Опрошенные поделились видением стратегических приоритетов, инвестиционных планов и рисков.
Какие стратегические направления руководители считают приоритетными? На что направляют инвестиции? Какие риски и возможности определяют их действия? Респонденты могли давать более одного ответа на каждый из вопросов. Дополнительно некоторые респонденты, изъявившие желание, были опрошены с помощью мини-интервью: их комментарии были записаны и проанализированы вместе с численными данными. Методология рейтинга включала регрессионный и кластерный анализ: последний позволил объединить компании в группы по сходным характеристикам (стратегия, инвестиции, риски, размер выручки и прочее).
Важно отметить: полученный рейтинг отражает не столько реальное положение дел в бизнесе, сколько восприятие ситуации руководителями на момент исследования. Это своеобразный «срез коллективного видения» лиц, принимающих решения.
Пять стратегических паттернов
Анализ ответов респондентов выделил пять характерных подходов к видению развития бизнеса, не зависящих напрямую от его размера. Они получили название «Пять стратегических паттернов».
- Паттерн «Технологические трансформаторы» — менеджеры делают ставку на цифровизацию. Их стратегии включают внедрение технологий и автоматизацию процессов, а инвестиции направлены на развитие персонала и R&D/НИОКР. Однако дефицит квалифицированных специалистов и рост стоимости капитала остаются для них значительными барьерами и сегодня, и в будущем;
- Паттерн «Международные экспансионисты» — видят перспективы в географическом развитии. Эти компании активно развивают бизнес за рубежом, инвестируя в M&A и рост объемов производства. Несмотря на сложности с трансграничными платежами и риски, связанные с неопределенностью международных правил, они рассматривают текущую ситуацию как окно возможностей для освоения новых рынков;
- Паттерн «Операционные оптимизаторы» — делают упор на снижение издержек и повышение эффективности внутренних процессов. Эти компании сосредоточены на локальных рынках и адаптируются к текущим вызовам и рискам, связанным с инфляцией и доступностью ресурсов;
- Паттерн «Продуктовые инноваторы» — делают ставку на диверсификацию. Они убеждены, что разнообразие продуктового портфеля и развитие новых бизнес-направлений — лучшая защита от рыночной турбулентности. Их инвестиционные приоритеты — это R&D/НИОКР и расширение производства;
- Паттерн «Люди как главный актив» — группа компаний, чьи лидеры видят ключ к успеху в развитии человеческого капитала. Их стратегии — трансформация модели управления и развитие команды, способной работать в этой модели. «В эпоху перемен побеждает тот, кто умеет учиться быстрее других», — отмечает CEO одной из таких компаний.
Три взгляда на развитие
«Бизнес-гуру любят повторять, что «размер не имеет значения». Но наше исследование говорит об обратном. Масштаб бизнеса во многом определяет не только возможности, но и амбиции управленческих команд. Анализ ответов выделил три взгляда на развитие среди крупных (с выручкой больше 35 млрд рублей), средних (15–35 млрд) и компаний меньше среднего размера (выручка меньше 15 млрд) по выборке.
- Взгляд первый: «Глобальные амбиции» крупных компаний
Руководители компаний с выручкой более 35 млрд рублей уверенно смотрят на перспективы развития. Их внимание привлекают возможности международной экспансии и крупных проектов, таких как слияния и поглощения, а в планах — масштабные технологические инициативы.
«Глобальный бизнес по-прежнему в фокусе внимания. Несмотря на сложные реалии, современные предприниматели продолжают строить международные компании и выходить на новые, исторически малознакомые нам рынки», — отмечает управляющий партнер Regroup Оксана Морсина.
«Мы не можем позволить себе мыслить локально», — отмечает один из респондентов, руководитель крупной производственной компании. Среди основных вызовов он называет управление трансграничными операциями и доступ к капиталу.
Распределение мнений руководителей крупных компаний в отношении выбора основного стратегического направления представлено на диаграмме ниже.
Какие страны интересны сторонникам международной экспансии? Опрос показал, что 25% рассматривают Ближний Восток и Северную Африку, 18% планируют развитие в Центральной Азии и 15% интересуются рынками Юго-Восточной Азии.
- Взгляд второй: «Золотая середина» средних компаний
Лидеры среднего бизнеса (выручка 15–35 млрд рублей) демонстрируют наиболее прагматичный подход. В их ответах прослеживается стремление найти баланс между амбициями и возможностями.
«Технологическое развитие — да, но с умом. Экспансия — да, но для начала в соседние регионы», — такова типичная позиция руководителей этого сегмента. Эти компании активно используют технологические инструменты для автоматизации и оптимизации; однако они испытывают нехватку квалифицированного персонала, что тормозит внедрение инноваций.
Распределение мнений руководителей компаний среднего бизнеса в отношении выбора основного стратегического направления представлено на диаграмме ниже.
- Взгляд третий: «Искусство возможного» компаний меньше среднего
Руководители компаний с выручкой до 15 млрд рублей видят свой путь в точечном развитии. Они ориентируются на локальные рынки, территориальное и продуктовое расширение. Их стратегические приоритеты сфокусированы на оптимизации расходов, развитии продуктовой линейки, работе с ключевыми клиентами.
«Мы не можем позволить себе ошибок», — признается владелец региональной производственной компании. Фирмы, имеющие сравнительно малую выручку, вынуждены бороться с падением спроса. Территориальное и продуктовое расширение может оказаться недостаточно эффективным в условиях снижения покупательской способности.
Вызовы: дефицит кадров и стоимость капитала
В оценке ключевых рисков руководители компаний разного масштаба проявляют удивительное единодушие. Дефицит квалифицированных кадров и стоимость капитала называются в качестве основных проблем большинством респондентов, независимо от размера бизнеса.
Проблема недостатка трудовых ресурсов стала актуальной не только из-за резкого сокращения их численности, но и из-за изменения востребованных компетенций. Простые меры, такие как привлечение мигрантов или задействование женщин в декрете и пенсионеров, не решат проблему.
«Необходимо повышение производительности труда — это единственный выход, особенно сейчас, когда страна находится под давлением санкций. Мы рассчитываем на предпринимательство и частный бизнес, которые способны мыслить нестандартно и предлагать прорывные решения», — комментирует управляющий партнер Regroup Оксана Морсина.
«Рейтинг ожиданий» доказывает: в представлении руководителей российский бизнес находится в активной фазе трансформации. Лидеры крупных компаний видят свое будущее на международной арене, руководители среднего бизнеса ищут свои ниши, а представители малых предприятий делают ставку на гибкость и адаптивность.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора