Золотые пуанты: как зарабатывать 800 млн рублей в год на балетной экипировке
Николай Гришко вырос в Киеве, в 1966 году поступил в МГИМО, а по его окончании четыре года проработал в Лаосе. Вернувшись в Москву, поступил в аспирантуру Московского института народного хозяйства имени Плеханова, затем начал преподавать курс «Денежное обращение и кредит капиталистических стран». «Николай Юрьевич [Гришко], в отличие, например, от меня, в те годы флотского инженера, к началу перестройки уже знал устройство рыночной экономики. И точно понимал, как выстраивать бизнес», — рассказывает в интервью Forbes Александр Малюгин, основатель компании «Мануфактура Малюгина», которая с 1990-х выпускает обувь и одежду для танцев под маркой Solo.
С миром балета Николай Гришко познакомился благодаря жене Тамаре, профессиональной танцовщице. И неожиданно выяснил, что на зарубежных гастролях советские танцоры приторговывали не только икрой и матрешками, но и пуантами. Качество у них было не самое лучшее, но по $20 за пару их брали охотно. В конце 1980-х за границей пара профессиональных пуантов от западных производителей стоила $60, а в СССР — 4 рубля.
В 1989 году Николай Гришко зарегистрировал производственный кооператив «Танец» (в 1991 году он был преобразован в ТОО «Гришко») и начал выпускать пуанты для театров и специализированных учебных заведений, а затем при помощи слушателей его лекций в Институте повышения квалификации руководящих работников легкой и текстильной промышленности наладил поставки на экспорт.
Мода на «Гришко»
Довольно быстро российские пуанты Grishko стали одними из самых популярных в мире. В начале 2000-х они продавались в специализированных магазинах Парижа, Токио, Мельбурна и т. д. В пуантах Grishko танцевали и российские примы, и зарубежные. За счет чего Гришко приобретал новых потребителей? «Наш пуант — эта хрупкая на вид вещица — состоит из более чем 40 деталей, чтобы изготовить ее, мастер проделывает более полусотни операций. Все материалы натуральные. Наши пуанты снижают нагрузку на суставы. И даже если в них танцует балерина с уже имеющейся деформацией стопы, заработанной на старой советской обуви, она тоже не испытывает боли. Конечно же, мы постоянно консультируем наших покупательниц, подбираем туфельки индивидуально», — рассказывал Николай Гришко в одном из интервью (от комментариев для этой статьи он отказался).
Традиционно балетную обувь, пачки и все прочее для артистов изготавливали цеха при театрах. Классические пуанты состоят из ткани и застывшей, напоминающей гипс, массы (когда-то просто казеинового клея) — приверженцы современных пластиковых вариантов презрительно называют эту технологию «папье-маше». Отдельные элементы могут изготавливать даже малоквалифицированные работники. Искусство же мастера заключается в их сборке. Николай Гришко таких специалистов переманивал из мастерских московских театров. Впрочем, на паре мастеров империю не создашь.
«По моим сведениям, уже в 1990-х Гришко приватизировал один из больших театральных цехов, кажется, в Долгопрудном. Получил и оборудование, и квалифицированные кадры», — рассказал Forbes Андрей Кибанов, основатель фабрики балетной обуви «Кибанов», владелец сети магазинов «Сцена». По его наблюдениям, марка Grishko изначально создавалась по-западному. В частности, под ней довольно быстро стали продавать весь необходимый балеринам и танцорам набор одежды и аксессуаров.
«Лет 20 назад было модно даже на репетиции приходить с сумкой с логотипом Grishko, заниматься в его фирменных купальнике, майке, штанах», — вспоминает в интервью Forbes балерина Ада Мер. По словам Александра Малюгина, с 1996 по 1999 год одежный ассортимент под марку Grishko отшивала его компания. «Потом Николай Юрьевич переманил нашего экспедитора, который знал всех поставщиков комплектующих, нашего менеджера по продажам и наладил собственное производство, — вспоминает Александр Малюгин. — Вообще, Гришко с конкурентам обходился весьма грубо».
Параллельно с Гришко с начала 1990-х развивал свою компанию по выпуску балетной обуви Роман Кукушкин, которая стала второй по объему производства в стране, но и близко не смогла приблизился к показателям своего конкурента. R-Сlass Кукушкина в 2023 году заработала, по данным СПАРК, 138 млн рублей выручки и около 11 млн рублей чистой прибыли. Совокупная выручка «Гришко» и «Гришко+», которые контролирует Николай Гришко, в 2022 году составила 856 млн рублей, в 2023 году — 864 млн рублей. В 2022 году эти компании принесли 33,7 млн рублей чистой прибыли, в 2023 году — 115 млн рублей.
От профессионалов к любителям
«В 1990-х пуанты Grishko были, наверное, единственными, которые можно было просто купить в магазине в Москве. И лично я в них некоторое время танцевала. Идеальный вариант — когда колодку пуантов исполняют под тебя персонально. Такое могут позволить себе примы и близкие к ним по уровню танцовщицы. Все остальные покупали пуанты, сделанные с их колодок. Grishko стали хорошей альтернативой — им удалось создать некий сравнительно универсальный вариант, более-менее подходящий под среднестатистические ноги, — вспоминает Ада Мер. — Сегодня Grishko вытеснили в категорию «дешево и сердито». Например, появились американские пуанты Gaynor Minden, сделанные по современной технологии из пластика. Они значительно удобнее. И я, и многие балерины перешли на них. Gaynor стоят около 18 000 рублей, а Grishko — 6000 рублей».
С 1995 года в Москве открыт магазин французской фирмы Sansha. Потом пришли австралийская марка Bloch, американские Gaynor Minden и Capezio и другие. Сооснователь международной сети студий балета и растяжки Levita, занявшей в этом году первое место в рейтинге самых выгодных франшиз в категории с инвестициями от 2 млн до 5 млн рублей, Ксения Гуфранова специально для Forbes провела опрос о предпочтениях своих педагогов. «Пуанты/джазовки бренда Grishko — так ответили 40%. На втором месте продукция компании Solo — 23%, — рассказывает его результаты Ксения. — Наши балерины, кроме Grishko, в качестве своих личных предпочтений называли R-Class, Gaynor, Bloch, Capezio, Sansha, So danca».
Сложности в российском экспорте и с расчетами при внешнеторговых операциях создали проблемы российским производителям обуви и одежды для балета, но они компенсируются ростом внутреннего рынка. На котором сегодня, кстати, из-за тех же событий заметно подорожала продукция иностранных конкурентов. Производственная структура Grishko сейчас состоит из четырех специализированных фабрик: пуантов, мягкой балетной обуви, театрального костюма и танцевального трикотажа. В ассортименте около 1000 наименований.
У профессиональных балерин расход пуантов довольно высокий — у солисток может уйти несколько пар за один спектакль. Но сегодня основной сбыт балетной обуви приходится на условных любителей. «Танцами, балетом в России сейчас занимаются, думаю, на порядок больше, чем в советские времена, — говорит Андрей Кибанов. — Любительских студий было мало — разве что при дворцах пионеров и т. п. Сегодня же тысячи профессиональных танцовщиков после «выхода на пенсию» открывают свои школы, студии. Думаю, сейчас мы имеем дело с гигантским внутренним рынком в сотни тысяч занимающихся детей и взрослых». Это подтверждается и развитием сети студий Levita, в которых в декабре занималось уже более 123 000 человек — на 15 000 человек больше, чем в июне 2024 года.