Живые, неживые, дорогие: что происходит на рынке новогодних елок в России
Елочка живьем
По оценке «Россельхозбанка», сделанной по запросу Forbes, рынок живых новогодних деревьев (заготовленных и импортируемых) в этом сезоне составит порядка 600 000 штук.
Так, российские производители заготовят 380 000 живых елей (минус 15% год к году), сосен и пихт на сумму 14,5 млрд рублей (плюс 11,5%), подсчитали по просьбе Forbes аналитики «Россельхозбанка». Главные регионы заготовки в этом сезоне — Омская, Новосибирская, Кемеровская и Иркутская области (140 000 деревьев), а также Кировская область, Пермский край, республики Башкортостан и Татарстан (100 000 деревьев) и Свердловская область (55 000 деревьев). «Объемы заготовки натуральных хвойных деревьев показывают снижение, — говорит представитель банка. — Люди чаще стали выбирать альтернативные варианты: деревья в горшках, букеты, а также искусственные елки. Кроме того, связано это с повышением сознательности — россияне устали от посленовогодних свалок, заваленных елками, а также с их желанием сэкономить на данной статье новогодних затрат».
Наибольшим спросом, по данным «Россельхозбанка», пользуются деревья высотой от 1 до 2 м, второй сезон подряд растет популярность лапника, то есть просто свежих ветвей сосен, пихт, елей.
Импорт живых елей в Россию сокращается, в этом сезоне он составит 220 000 деревьев, что на 25,9% меньше прошлогоднего результата, подсчитали аналитики «Россельхозбанка». По их данным, основные поставщики — Польша (55% от общего объема), Казахстан (30%), Германия (8%), и Дания (7%). Последняя остается лидером премиального сегмента, предлагая высококачественные пихты Нордмана.
«Наши покупатели по-прежнему не могут обходиться без импортных пихт, которые доставляют из Дании, Польши, Нидерландов и других европейских стран, — говорит совладелец интернет-магазина «Елки.Биз» Владимир Борисов. — Пихта Нордмана, пихта Фразера и канадская сосна не осыпаются и долго стоят». По его словам, российские ели и завозные пихты подорожали на 15-20% с прошлого года.
«В долларах цены на импортные деревья почти не меняются десятилетиями, однако колебания курсов валют и осложненная логистика накладывают отпечаток на итоговые цены в рублях, — продолжает Борисов. — И сейчас эти значения уже не позволяют перекрыть реальный рост стоимости, но поднимать цену выше нельзя, так как есть некий психологический рубеж, больше определенной суммы не готовы платить и самые преданные покупатели». По его словам, европейскую пихту высотой 1,5 м можно приобрести за 16 300 рублей, российскую ель — за 3300 рублей.
Елка на долгосрок
Собеседники Forbes отмечают растущий спрос на искусственные ели. Они тоже дорожают: по данным аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (крупнейшего оператора фискальных данных страны), на ноябрь 2024 года средняя цена искусственной ели составила 4440 рублей, на 15% выше, чем годом ранее, число покупок возросло на 32%.
Качественная искусственная елка должна быть изготовлена из безопасных материалов, таких как поливинилхлорид (ПВХ) или полиэтилен (PE), отмечает представитель «Роскачества». По его словам, в магазинах можно встретить елки из резины (обычно резина идет в комбинации с другими полимерами). А оптоволоконные елки (с подсветкой) или со встроенной гирляндой подпадают под действие ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и должны быть обязательно промаркированы знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза (знак представлен в виде аббревиатуры «EAC»). «Выбирайте качественные модели, чтобы максимально продлить срок их использования, не менее 10 лет», — призывает он.
Спрос на искусственные елки на Wildberries на порядки опережает спрос на живые ели, говорит представитель пресс-службы компании. По предварительной оценке, в ноябре на площадке купили на 15% больше искусственных елей, чем в ноябре прошлого года, пик спроса ожидается в первой половине декабря, при этом средний чек по сравнению с прошлым годом вырос на 5%.
Искусственные ели традиционно являются лидерами продаж на «Яндекс Маркете» — на них приходится более 45% продаж новогодних товаров, рассказал Forbes в представитель пресс-службе маркетплейса. «В целом, такие ели покупают на маркетплейсе круглогодично, — говорит он. — Пик продаж приходится на ноябрь-декабрь, на этот период приходится 80% их годовых продаж. Мы отмечаем заметный рост спроса на искусственные ели год к году — в среднем в два раза. Причем в последние три года наибольшей популярностью у покупателей пользуются литые ели высотой 180-220 см без декора и заснеженности».
«В связи с более теплой осенью и неустойчивым снежным покровом, спрос на елки и новогоднюю атрибутику перешел с октября на ноябрь, это и обеспечило высокие продажи искусственных елей и сосен, — отмечает директор по маркетингу и коммуникациям компании «Платформа ОФД» Леонид Симаков. — Правда, сами украшения аналогичной позитивной динамики не демонстрируют. Однако россияне в этом году предпочитают приобретать более качественные и высокие ели, более объемные коробки игрушек, что в том числе отражается в величине среднего чека».