К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Живые, неживые, дорогие: что происходит на рынке новогодних елок в России

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Новогодние елки подорожали с прошлого года на 15–20%, при этом в России все чаще отдают предпочтение не живым деревьям, а искусственным или же букетам из хвойных веток. На этом фоне сократились и импорт, и местная заготовка живых праздничных елей

Елочка живьем

По оценке Россельхозбанка, сделанной по запросу Forbes, рынок живых новогодних деревьев (заготовленных и импортируемых) в этом сезоне составит порядка 600 000 штук. 

Так, российские производители заготовят 380 000 живых елей (минус 15% год к году), сосен и пихт на сумму 14,5 млрд рублей (плюс 11,5%), подсчитали по просьбе Forbes аналитики Россельхозбанка. Главные регионы заготовки в этом сезоне: Омская, Новосибирская, Кемеровская и Иркутская области (140 000 деревьев), а также Кировская область, Пермский край, республики Башкортостан и Татарстан (100 000 деревьев) и Свердловская область (55 000 деревьев). «Объемы заготовки натуральных хвойных деревьев показывают снижение, — говорит представитель банка. — Люди чаще стали выбирать альтернативные варианты: деревья в горшках, букеты, а также искусственные елки. Кроме того, связано это с повышением сознательности: россияне устали от посленовогодних свалок, заваленных елками, а также с их желанием сэкономить на данной статье новогодних затрат». 

Наибольшим спросом, по данным Россельхозбанка, пользуются деревья высотой от 1 до 2 м, второй сезон подряд растет популярность лапника, то есть просто свежих ветвей сосен, пихт, елей.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Импорт живых елей в Россию сокращается, в этом сезоне он составит 220 000 деревьев, что на 25,9% меньше прошлогоднего результата, подсчитали аналитики Россельхозбанка. По их данным, основные поставщики: Польша (55% от общего объема), Казахстан (30%), Германия (8%) и Дания (7%). Последняя остается лидером премиального сегмента, предлагая высококачественные пихты Нордмана. 

«Наши покупатели по-прежнему не могут обходиться без импортных пихт, которые доставляют из Дании, Польши, Нидерландов и других европейских стран, — говорит совладелец интернет-магазина «Елки.Биз» Владимир Борисов. — Пихта Нордмана, пихта Фразера и канадская сосна не осыпаются и долго стоят». По его словам, российские ели и завозные пихты подорожали на 15–20% с прошлого года.

 

«В долларах цены на импортные деревья почти не меняются десятилетиями, однако колебания курсов валют и осложненная логистика накладывают отпечаток на итоговые цены в рублях, — продолжает Борисов. — И сейчас эти значения уже не позволяют перекрыть реальный рост стоимости, но поднимать цену выше нельзя, так как есть некий психологический рубеж, больше определенной суммы не готовы платить и самые преданные покупатели». По его словам, европейскую пихту высотой 1,5 м можно приобрести за 16 300 рублей, российскую ель — за 3300 рублей.

Елка на долгосрок

Собеседники Forbes отмечают растущий спрос на искусственные ели. Они тоже дорожают: по данным аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (крупнейшего оператора фискальных данных страны), на ноябрь 2024 года средняя цена искусственной ели составила 4440 рублей — на 15% выше, чем годом ранее, число покупок возросло на 32%.

Качественная искусственная елка должна быть изготовлена из безопасных материалов, таких как поливинилхлорид (ПВХ) или полиэтилен (PE), отмечает представитель «Роскачества». По его словам, в магазинах можно встретить елки из резины (обычно резина идет в комбинации с другими полимерами). А оптоволоконные елки (с подсветкой) или со встроенной гирляндой подпадают под действие ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и должны быть обязательно промаркированы знаком обращения продукции на рынке государств — членов Евразийского экономического союза (знак представлен в виде аббревиатуры «EAC»). «Выбирайте качественные модели, чтобы максимально продлить срок их использования, не менее 10 лет», — призывает он.

 

Спрос на искусственные елки на Wildberries на порядки опережает спрос на живые ели, говорит представитель пресс-службы компании. По предварительной оценке, в ноябре на площадке купили на 15% больше искусственных елей, чем в ноябре прошлого года, пик спроса ожидается в первой половине декабря, при этом средний чек по сравнению с прошлым годом вырос на 5%.

Искусственные ели традиционно являются лидерами продаж на «Яндекс Маркете» — на них приходится более 45% продаж новогодних товаров, рассказал Forbes представитель пресс-службы маркетплейса. «В целом, такие ели покупают на маркетплейсе круглогодично, — говорит он. — Пик продаж приходится на ноябрь-декабрь, на этот период приходится 80% их годовых продаж. Мы отмечаем заметный рост спроса на искусственные ели год к году — в среднем в два раза. Причем в последние три года наибольшей популярностью у покупателей пользуются литые ели высотой 180–220 см без декора и заснеженности».

«В связи с более теплой осенью и неустойчивым снежным покровом спрос на елки и новогоднюю атрибутику перешел с октября на ноябрь, это и обеспечило высокие продажи искусственных елей и сосен, — отмечает директор по маркетингу и коммуникациям компании «Платформа ОФД» Леонид Симаков. — Правда, сами украшения аналогичной позитивной динамики не демонстрируют. Однако россияне в этом году предпочитают приобретать более качественные и высокие ели, более объемные коробки игрушек, что в том числе отражается в величине среднего чека».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+