Бизнес предупредил о подорожании мебели на 15% из-за роста пошлин на фурнитуру из КНР
Российская таможня резко повысила пошлину на импорт мебельной фурнитуры из Китая, говорится в сообщении Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР), с которым ознакомился Forbes.
С осени 2024 года Владивостокская таможня, через которую ввозится около 90% китайской мебельной фурнитуры, начала проводить переквалификацию этого товара, изменяя его код в ТН ВЭД (классификатор товаров, применяется таможенными органами Евразийского экономического союза — ЕАЭС) и применяя новые пошлины. Как поясняется в документе, таможенники начали относить технологическую мебельную фурнитуру, содержащую круглые или вращающиеся элементы, к категории подшипников. В результате пошлина на нее выросла с нуля до 55,65%.
«В России такие направляющие не производятся, мы полностью зависим от импортных поставок, преимущественно из Китая, — комментирует президент АМДПР и гендиректор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков. — Ежегодный объем ввоза мебельной фурнитуры оценивается в $1,3 млрд, и очень правильно, что в настоящий момент пошлина на импортную фурнитуру составляет всего 0% — это оказывает очень большую поддержку отрасли».
Он уточняет, что на аналогичную мебельную фурнитуру, импортируемую из Европы, пошлина может повыситься всего до 10%.
Мера вызвала недоумение у участников рынка. «Почему-то условия для поставщиков из Китая, который считается «дружественным» партнером, более жесткие, чем для производителей стран Европы, — задается вопросом гендиректор одного из крупнейших поставщиков фурнитуры в России «Боярд» Вадим Вильданов. — Это фактически давление на китайских поставщиков и, как следствие, на всю российскую мебельную отрасль. Более того, это противоречит интересам отечественного мебельного производства, ведь именно китайская фурнитура сейчас покрывает потребности российского рынка».
«Повышение пошлин приведет к росту стоимости мебели примерно на 15%, — добавляет президент компании «Алмаз» Сергей Змиевский. — Направляющие используются во всех выдвижных частях мебели: ящиках, корзинах, брючницах. В отдельных видах мебели доля такой фурнитуры доходит до 30%».
По мнению Шестакова, таможенные нововведения ставят российских мебельщиков в менее выгодное положение по сравнению с зарубежными коллегами. «Судите сами: при существующих пошлинах ввезти готовую единицу мебели станет выгоднее, чем произвести ее внутри страны, — отмечает он. — Стоимость производства российской мебели вырастет примерно на 15%, в то же время таможенная пошлина на импорт мебели, в том числе из «недружественных» стран, составляет всего 9–12%».
По его словам, в последние годы российские производители мебели всеми силами сдерживали рост цен, но одномоментное повышение цен на 15% сделает ее менее доступной для многих покупателей.
Несмотря на рост затрат на материалы, комплектующие, рабочую силу и логистику, мебель в России дорожала медленнее общей инфляции. Специалисты АМДПР ссылаются на данные Росстата, согласно которым по итогам III квартала 2024 года годовая инфляция составила 5,8%, тогда как мебель подорожала лишь на 4,3%.
Шестаков говорит, что в середине ноября АМДПР направила официальное письмо в Минпромторг с просьбой обратиться в Федеральную таможенную службу для прекращения процесса переквалификации мебельных направляющих.
Участники рынка пытаются бороться за свои права в суде. Брянская компания «Мебельград» подала иск против действий Владивостокской таможни. Из материалов дела следует, что производитель закупил у китайской компании Guandong Shihui Industrial 45 000 мебельных направляющих, но при их ввозе таможня потребовала уплатить пошлину по новым условиям. «Мебельград» внес требуемый платеж, но компания решила оспорить это решение.
Вильданов предупреждает, что в соответствии с исковым сроком давности любой компании-импортеру может быть предъявлено требование таможенного органа об уплате пошлины за предыдущие три года. «И это обременение может привести к банкротству и уходу с рынка многих компаний, специализирующихся на поставках мебельной фурнитуры, — подчеркивает он. — Многие наши коллеги уже отказываются от новых поставок, так как с учетом нового размера пошлины сумма оплаты может составлять 2–2,5 млн рублей на каждый контейнер. Для небольших компаний это неподъемная сумма. Некоторые заявили, что будут отправлять контейнеры обратно в Китай».