Доля москвичей, считающих недвижимость лучшим способом сохранения средств, снизилась
Агентство маркетинговых исследований ORO провело исследование Realty Monitor Capitals (результаты есть у Forbes). Исследование проводилось в сентябре — октябре этого года, в нем приняли участие свыше 10 000 жителей Москвы и Московской области в возрасте 25–54 года, а также более 1000 клиентов рынка недвижимости, купивших и планирующих покупку квартиры на первичном рынке в перспективе одного года.
По результатам исследования аналитики компании ORO выяснили, что уровень обеспокоенности москвичей экономической ситуацией в стране вырос на 3 п. п. за последние полгода и вернулся к показателям 2023 года — 44%. Увеличилась доля тех, кто пересматривает крупные финансовые решения и покупки — 42% опрошенных не готовы к значительным инвестициям в ближайшее время.
За полгода доля людей, выбирающих для сохранения средств рублевый вклад в банке, выросла на 1 п. п. — до 40%. При этом число тех, кто хочет сохранить средства через покупку недвижимости, сократилось на 3 п. п. — до 36%. Только 13% (-3 п. п.) держат накопления в ценных бумагах.
78% клиентов рынка недвижимости изменили свои планы по покупке в связи с отменой льготной ипотеки в июле 2024 года. Условия кредитования для первичного и вторичного жилья практически сравнялись. Это снова подтолкнуло многих потенциальных покупателей обратить внимание на вторичный рынок, где ставки теперь практически не отличаются от новостроек, — 27% стали рассматривать вторичный рынок как альтернативу первичному. 28% потенциальных покупателей отложили покупку недвижимости на более поздний срок, 29% намерены приобрести более дешевое жилье.
При выборе жилья участники опроса уделяют внимание не только стоимости, но и характеристикам самой недвижимости — качеству отделки, материалов, внутреннего оборудования (индекс важности составляет 33%). Репутация застройщика, его имидж, соблюдение сроков сдачи и качество строящихся объектов также играют важную роль для респондентов — 30% в индексе важности. Финансовое положение аудитории рынка недвижимости Москвы меняется: увеличивается доля как тех клиентов, которые из-за кризиса начали позволять себе меньше, чем раньше, — 29% (+4 п. п. за последние полгода), так и тех, кто уже ощутил рост собственных доходов — 12% (+5 п. п. за последние полгода).
По мнению москвичей, текущая экономическая ситуация негативно влияет на их финансовое положение — 41% стали позволять себе меньше, чем раньше, а 20% ждут снижения доходов в ближайшем будущем. Размер накоплений при этом не увеличивается: у трети респондентов сбережений нет вовсе и только у четверти есть запасы, которых хватит на полгода и дольше.
Клиенты рынка недвижимости понимают, что в ближайший год низких ипотечных ставок не предвидится, 54% считают, что ипотека останется по-прежнему недоступной. Осознание высокой стоимости сделки заставляет аудиторию более тщательно анализировать свои возможности и рыночные предложения.
«В текущей экономической ситуации девелоперам необходимо сосредоточиться на разработке и внедрении гибких финансовых инструментов, таких как программы рассрочек, предоставление скидок и субсидирование ипотечных ставок, — комментирует лидер направления ORO исследований для клиентов категории «Недвижимость» Александра Тихомирова. — Эти меры позволят поддержать потребителей и стимулировать спрос в условиях нестабильности».