«Коммерсантъ» рассказал о причинах увольнения руководителей «Яковлева» и «Туполева»
Увольнение руководителей ПАО «Яковлев» и АО «Туполев» стало ответом «Ростеха» правительству по итогам аудита ОАК, рассказали источники «Коммерсанта». При этом близкие к «Ростеху» собеседники говорят, что отставка может быть связана с проблемами при реализации программы гражданского авиапрома. Она предполагала поставку почти 1000 самолетов до 2030 года. По данным газеты, программу должны скорректировать в части сроков и объемов в 2025 году
Увольнение гендиректора ПАО «Яковлев» Андрея Богинского и управляющего директора АО «Туполев» Константина Тимофеева стало ответом «Ростеха» правительству по итогам аудита Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. В ходе аудита, по данным газеты, в том числе были выявлены проблемы проектного управления в ОАК. Как отмечают собеседники газеты, результаты несколько раз обсуждали на совещаниях у премьер-министра Михаила Мишустина. С Богинским и Тимофеевым газете не удалось связаться. В ОАК и «Ростехе» не ответили на дополнительные вопросы «Коммерсанта».
Пресс-служба ОАК сообщила об увольнении Богинского и Тимофеева 25 ноября. Руководить «Яковлевым» будет гендиректор ОАК Вадим Бадеха, совмещая таким образом руководство двумя компаниями, заявили тогда в корпорации. Управлением «Туполевым» займется замглавы ОАК по гособоронзаказу и управлению программами оперативно-тактической авиации Александр Бобрышев, говорилось в сообщении. В корпорации тогда заявили, что перестановки связаны с передачей управления гражданскими программами на уровень корпоративного центра ОАК.
Один из источников «Коммерсанта» говорил, что это решение принималось в правительстве, однако близкий к «Ростеху» собеседник газеты указывает, что это внутрикорпоративное решение. По его словам, оно было принято на фоне проблем с реализацией комплексной программы развития авиатранспортной отрасли (КПГА). По данным «Коммерсанта», программа предполагала поставку почти 1000 самолетов до 2030 года. Она должна быть скорректирована в части сроков и объемов в 2025 году, писала газета. Богинский «создавал эту программу и отвечает за ее срыв», заявил источник, близкий к «Ростеху». Увольнение Тимофеева он связал с тем, что «Туполев» не поставил авиакомпаниям ни одного нового Ту-214 с 2022 года.
КПГА разрабатывалась Минтрансом при участии Минпромторга, говорят источники «Коммерсанта» в авиаотрасли. В основу программы лег подготовленный Минпромторгом план создания линейки «конкурентоспособной продукции авиапромышленности». В частности, этот план предусматривал производство 735 гражданских самолетов до 2030 года за 1,8 трлн рублей. По данным собеседников газеты, куратором программы считался замглавы Минпромторга Олег Бочаров, который, также может уйти в отставку. В материалах аудиторов, которые есть у «Коммерсанта» говорится, что система управления в предприятиях ОАК «критически не соответствует масштабу и сложности» КПГА. «Ростех» отвечал за принятие решений, ОАК — за согласование, «Яковлев» — за реализацию, сказано в отчете.
Аудиторы также обратили внимание на то, что «задачи КПГА недостаточно обеспечены возможностями производства». Кроме того, они отметили, что схема финансирования программы «преимущественно не функционирует». Два собеседника «Коммерсанта» в экспертном сообществе считают, что без решения системных проблем кадровые перестановки не будут эффективны. В то же время перед отраслью все еще стоит вопрос о корректировке КПГА. Эффективность программы будет, в частности, зависеть от того, как именно она будет пересмотрена, указывают собеседники газеты.
Мишустин 20 ноября заявил, что нужно ускорить массовое производство всех типов российских самолетов, включая Ту-214, «Суперджет», Ил-96, Ил-114 и «Байкал». По его словам, завершение сертификации флагманского МС-21 и начало его поставок ожидается в 2025 году. В ноябре Владимир Путин также поручил ускорить разработку малых самолетов и начать поставки воздушного судна «Байкал» не позднее 2026-го.