Инвестпрограмма РЖД в 2025 году может сократиться на 37%, до 834 млрд рублей, из которых почти все средства уйдут на поддержание текущей деятельности и закупку локомотивов. Вложения в БАМ и Транссиб могут сократиться почти в пять раз, до 75 млрд рублей. Собеседники «Коммерсанта» отметили, что на фоне высокой ставки ЦБ привлекать инвестиции для долгосрочных проектов становится невыгодно
Инвестпрограмма ОАО РЖД на 2025 год может сократиться на 36,7% к уровню 2024-го и составить 834 млрд рублей, сообщил «Коммерсантъ», изучивший проект финплана и инвестпрограммы компании, подготовленные к заседанию правительства 28 ноября. Три источника издания подтвердили актуальность версии документов, но еще один отметил, что есть еще один вариант, предполагающий больший объем инвестиций, и обсуждение продолжается.
В развитие БАМа и Транссиба в 2025 году запланировано вложить 75 млрд рублей — в пять раз меньше, чем в 2024-м (360 млрд рублей). Всего в развитие магистральной инфраструктуры планируется инвестировать 207,4 млрд рублей. Основное финансирование планируется направить на обновление основных фондов (298,5 млрд рублей). На закупку локомотивов будет направлено 113,9 млрд рублей, на их модернизацию — 94,6 млрд рублей. Всего будет закуплено 354 локомотива и 176 пассажирских вагонов.
Собеседник издания, близкий к РЖД, отметил, что когда весной принималось решение по третьему этапу расширения БАМа и Транссиба, оно было сбалансировано с точки зрения финансов и предполагаемых параметров привлечения заемного капитала, но ситуация изменилась и наступил период высоких ставок. На рынке сформировался дефицит ликвидности, а на рынке облигаций нет новых размещений сроком более трех лет, уточнил источник в банковском сообществе.
Он объяснил, что «ставка, по которой привлекаются инвестиции для долгосрочных проектов, становится невыгодной» и «обслуживание долга с такой процентной ставкой съедает собственные источники РЖД». «Индексация тарифа на 13,8% несопоставима с ростом текущей процентной ставки», — подчеркнул собеседник издания.
По прогнозам РЖД, доходы от грузоперевозок в 2025 году составят 3,01 трлн рублей, если будут удовлетворены все тарифные запросы компании. Доступные источники инвестиций набираются только при получении субсидии на компенсацию операционных расходов, связанных с грузоперевозками, в полном объеме в 148,1 млрд рублей.
РЖД в инвестпрограмме закладывает увеличение с 1 ноября 2024 года часовых тарифных ставок работников локомотивных бригад на 20% в дирекции тяги и на 15% в подразделениях пассажирского комплекса. Но «по другим профессиям существенные риски неукомплектованности кадрами сохраняются», признали в компании, отметив, что могут потребоваться дополнительные финансовые ресурсы для роста зарплат основного производственного персонала в 20 млрд рублей.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также назвал одной из ключевых проблем РЖД нехватку персонала. По его оценке, для замедления оттока кадров потребуется не менее 50 млрд рублей, а для разворота тенденции — не менее 100 млрд рублей.