РБК узнал о доработке законопроекта о платформенной экономике
Власти решили убрать из законопроекта о платформенной экономике несколько пунктов после обсуждения с ведомствами и бизнесом, пишет РБК. В частности, из документа исключили специальные требования к реализации скоропортящихся продовольственных товаров. При этом власти не могут достичь согласия по нескольким вопросам. Среди спорных пунктов — обязанность цифровых платформ, размещающих информацию о товарах, нести полную ответственность перед покупателем за их качество и безопасность
Власти учли комментарии ведомств и бизнеса и внесли изменения в законопроект о платформенной экономике, следует из письма первого замминистра экономического развития Максима Колесникова руководителю аппарата правительства Дмитрию Григоренко. С копией документа ознакомился РБК, ее подлинность изданию подтвердил источник, знакомый с содержанием.
В конце сентября глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что ведомство предлагает единую систему регулирования для «посреднических цифровых платформ», в которую, в частности, будет включено регулирование маркетплейсов. Он тогда отметил, что речь идет о защите прав потребителей и отношениях с поставщиками услуг или товаров для цифровых платформ. Первый замминистра экономического развития рассказал РБК, что доработанный текст документа направили в кабмин. По его словам, в новой версии учтены комментарии от других ведомств и бизнеса, при этом «сохранена общая архитектура, учитывающая интересы всех ключевых участников платформенной экономики».
В частности, по инициативе Минпромторга из документа исключили специальные требования к реализации скоропортящихся продовольственных товаров, следует из письма. В предыдущей версии законопроекта предполагалось, что площадки, которые реализуют такие товары, должны будут договариваться о переходе к ним прав собственности на скоропортящуюся продукцию с продавцами. Как указывала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), это требование ограничит конкуренцию на рынке, поскольку издержки интернет-платформ могут вырасти, что подтолкнет их отказываться от отношений с мелкими производителями.
Кроме того, по предложению Минцифры, из законопроекта исключили пункты, в соответствии с которыми цифровые платформы обязаны передавать данные о своей деятельности в уполномоченный орган, о порядке изменения договоров оказания услуг и возврата товаров силами платформ, а также размещения данных о товаре в интернете, пишет РБК. Ранее документ предполагал запрет на изменение в одностороннем порядке договора об оказании услуг с партнером, если тот не был уведомлен об этом за 30 дней до применения изменений.
При этом власти не могут достичь согласия по нескольким вопросам. Среди спорных пунктов — обязанность цифровых платформ, размещающих информацию о товарах, нести полную ответственность перед покупателем за их качество и безопасность, отмечает издание. Кроме того, ведутся дискуссии о том, должны ли платформы соблюдать обязательные требования для товаров, к которым такие требования предъявляются. Минцифры также предлагает не обязывать платформы отдельно помечать карточки товаров, для которых интернет-площадка меняла место в поисковой выдаче за плату, а Минэк настаивает на том, что эта мера обеспечивает прозрачность предложений.
В октябре «Ведомости» со ссылкой на доработанную версию законопроекта о платформенной экономике писали, что Минэкономразвития предложило запретить маркетплейсам менять цену «с молчаливого согласия» продавца. По мнению ведомства, согласие не может быть выражено в форме «молчания или бездействия». Таким образом, изменения цены по инициативе платформы должны быть возможны только после согласования с продавцом. Тогда же из законопроекта в том числе убрали запрет пересматривать договоры с партнерами чаще, чем раз в три месяца.