Первый рейтинг лучших работодателей редакция Forbes выпустила в 2019 году. В то время в развитых странах мира вовсю набирала обороты мода на так называемое ESG-инвестирование — эта аббревиатура расшифровывается как Environment, Social, and Governance и отражает три основных направления повестки устойчивого развития. Сотрудники инвестфондов активно убеждали своих клиентов, что инвестиции в компании, которые заботятся об экологии и сотрудниках, а также тратят много сил и ресурсов на то, чтобы сделать корпоративное управление максимально прозрачным, по доходности обгоняют инвестиции в «старую» экономику.
Спустя пять лет приходится признать, что волна начинает откатываться. За последний квартал 2023 года, по данным Morningstar Inc., американские ESG-фонды впервые в истории столкнулись с чистым оттоком средств — клиенты вывели из них $5,1 млрд. Японские фонды потеряли $2,1 млрд, европейские — зафиксировали приток на $3,3 млрд. Но и здесь тенденции нерадужные. Только в III квартале 2024-го, свидетельствует Morningstar Inc., общее количество ESG-фондов в Европе сократилось на 102, до 349. Инвесторы так и не увидели баснословных прибылей, а вскоре после аббревиатуры ESG выучили термин «гринвошинг» — это набор маркетинговых трюков, с помощью которых компании превозносят экологичность своей продукции, пытаясь ухватить за хвост моду на устойчивость.
Россия так и не смогла в полной мере приобщиться к западным ESG-стандартам. Сначала помешала пандемия, а после начала «спецоперации»* — фактическая блокада со стороны США, ЕС и примкнувших к ним стран. Один пример. Независимый производитель газа «Новатэк» планировал производить на севере Ямала низкоуглеродный аммиак. Теперь же, как пишет «Коммерсантъ», обложенная санкциями компания от использования технологий по улавливанию CO2 планирует отказаться. А еще в 2023 году руководство «Норильского никеля» жаловалось, что из-за проблем с подрядчиками из «недружественных» стран лишилось оборудования для серного проекта — это один из крупнейших в стране экологических проектов, по которому к 2025 году предполагалось сократить на 90% выбросы 1,8 млн т диоксида серы над Норильском.
Неудивительно, что российская повестка устойчивого развития отдаляется от западной, где во главу угла поставлено решение экологических проблем и стремление к углеродной нейтральности. Как писал в колонке для Forbes президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев, теперь ESG-повестка в России формируется, исходя в первую очередь из интересов внутренних стейкхолдеров — трудовых коллективов и местных сообществ. Для этого есть и объективные причины: в условиях низкой безработицы российские компании сталкиваются с тотальным кадровым голодом. Еще в июле 2024 года, по данным Росстата, годовой рост номинальных зарплат в стране составил 18%. Есть и более впечатляющие оценки. Средняя зарплата всех компаний рейтинга лучших работодателей составляет 165 400 рублей, рост за год — почти 24%.
Зарплаты не единственный инструмент конкуренции за сотрудников. Еще в прошлом году Forbes при подготовке рейтинга начал анализировать наличие у компаний так называемых программ well-being — комплекса практик, охватывающих весь жизненный путь сотрудника: наем по стажировкам, разработка карьерного трека, вовлечение в корпоративные мероприятия и волонтерство, забота о психоэмоциональном здоровье, подготовка к выходу на пенсию и многие другие. В этом году мы начали оценивать программы well-being еще и по количественным показателям. Одним из открытий оказалось, что даже компании со штатом менее 1000 человек считают важным вовлекать сотрудников в программы корпоративного волонтерства. А средняя доля волонтеров в штатах компаний составила почти 10%.
Нынешнюю методологию рейтинга мы разработали в 2021 году совместно с компанией KPMG (c 2022 года российское подразделение работает под брендом Kept). Все метрики, по которым мы оцениваем компании, распределены по трем группам, соответствующим аббревиатуре ESG: «экология», «сотрудники и общество» и «корпоративное управление». В зависимости от набранных баллов участники рейтинга попадают в одну из четырех групп: «платина», «золото», «серебро» и «бронза». В новый рейтинг вошли 167 компаний против 125 годом ранее. Количество «платиновых» работодателей составило 26. Все новички пришли в «платину» из большой промышленности — это железорудный гигант «Металлоинвест», крупнейшая компания Татарстана «Татнефть» и владелец доли в UC Rusal «Эн+» (для рейтинга мы оценивали только энергетический дивизион).
Подробнее о лидерах рейтинга (внутри группы компании ранжированы по алфавиту) — в фотогалерее Forbes.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.