Forbes sustainability • МНЕНИЕ
РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС УКРЕПЛЯЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ESG-СУВЕРЕНИТЕТ
АНДРЕЙ
ГУРЬЕВ
Член бюро правления РСПП, глава комитета
РСПП по КСО и устойчивому развитию, Президент российской ассоциации производителей удобрений
В2024 году ESG исполнилось 20 лет — впервые эта аббревиатура появилась в отчете финансовых институтов на платформе ООН Who Cares Wins («Неравнодушный побеждает»). Правда, юбилей был несколько испорчен тем, что в настоящее время эта концепция переживает очевидно турбулентные времена. В США и Японии в 2023 году впервые в истории зафиксирован отток капитала из ESG-фондов, который составил $6,3 млрд. А свежее исследование Bain & Company отмечает резкое падение приоритетности ESG-тематики среди генеральных директоров западных компаний.
СВОЙ ПУТЬ
Несмотря на ограничения, с которыми столкнулись российские компании в доступе к западным рынкам и ESG-рейтингованию, Россия продолжает участвовать в глобальной повестке устойчивого развития. Исследование, проведенное группой Б1, показывает, что 84% российских компаний сохраняют или даже увеличивают запланированные бюджеты и штат сотрудников для развития направления устойчивого развития. По данным АКРА, совокупный объем выпуска ESG-облигаций на российском рынке в 2023 году увеличился на 34,5%, достигнув почти 143 млрд рублей. Суммарный объем рынка устойчивых инвестиций в России составил 490 млрд рублей.

Лучший международный опыт активно используется в разработке национальных стандартов отчетности об устойчивом развитии, проходя при этом значительную адаптацию. Например, в 2024 году был разработан стандарт отчетности об устойчивом развитии, представленный Минэкономразвития России. Он включает в себя перечень из 75 показателей, в том числе требования, схожие с требованиями МСФО S1, S2 и TCFD. При этом отчетность прежде всего раскрывает вклад бизнеса в стратегическое развитие и модернизацию страны, в реализацию национальных целей развития и приоритетов.
ЧЕЛОВЕК В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Если раньше ключевыми драйверами в подготовке нефинансовой отчетности и внедрении ESG-практик для многих российских компаний выступали западные инвесторы и ESG-рейтинги, то современная ESG-повестка формируется, исходя из интересов внутренних стейкхолдеров.

В первую очередь трудовых коллективов компаний и местных сообществ — людей, живущих в регионах присутствия бизнеса. Это сформировало специфику корпоративной ESG-повестки на современном этапе — акцент на социальном компоненте. Забота о сотрудниках теперь трактуется бизнесом шире, чем раньше. В ответ на дефицит кадров крупные компании реализуют образовательные проекты для молодых талантов, активно участвуют в развитии региональных вузов и колледжей. В рамках направлений демографии и здоровья бизнес развивает программы поддержки семьи и родительства, социально незащищенных граждан, массового спорта, волонтерства, инициативы по формированию духовно-нравственных и культурных ценностей. Бизнес принимает непосредственное участие в создании благоприятной городской среды, создаются условия, чтобы молодежь оставалась на малой родине.

В целом мы видим переход от декларативной функции ESG-повестки к конкретным целям и масштабным проектам, и особенно отчетливо этот тренд ощущается в отношении социальных инвестиций. Так, сегодня активно разрабатываются индикаторы их эффективности и системы мониторинга, оценивающие комплексное состояние регионов и городов. Тенденция налицо: забота бизнеса о людях трансформируется в развитие регионов присутствия. Совокупный объем социальных инвестиций финалистов национальной премии «Наш вклад», которая оценивает вклад бизнеса и некоммерческих организаций в достижение национальных целей и реализацию задач нацпроектов, с 2021 года вырос в 10 раз.
ВЫГОДЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
ESG-цели становятся неотъемлемой частью корпоративных стратегий российского бизнеса. Их интеграция в стратегии компаний в качестве ключевых показателей эффективности обеспечивает повышение осведомленности о целях в области устойчивого развития на всех уровнях, внедрение принципов КСО в операционную и стратегическую деятельность, а также повышает уровень вовлеченности как менеджмента компаний, так и каждого отдельного сотрудника.

Это важно, так как в долгосрочной перспективе компании с сильной ESG-стратегией демонстрируют более высокую рентабельность и стабильность акций. В анализе McKinsey отмечается: тройные аутперформеры — компании, преуспевающие одновременно в росте, прибыльности и ESG, — достигают в среднем на 7% более высоких годовых совокупных доходов акционеров по сравнению с конкурентами. Кроме того, доходы этих компаний росли на 1,4 процентного пункта быстрее, чем у компаний, ориентированных исключительно на прибыльность.

Развитие ESG-повестки позволяет компаниям повышать качество управления соответствующими рисками — экологическими, климатическими, социальными и корпоративными. Позитивный ESG-имидж также создает компании ценность в глазах потенциального работника, а наличие политик компаний в сфере устойчивого развития становится существенным фактором выбора работодателя молодыми соискателями. Исследования показывают, что молодежь оказывается гораздо более чувствительной к этим критериям. Согласно исследованию Deloitte, 72% представителей поколения Z и 71% миллениалов говорят, что следование компаниями принципам ESG важно для них при рассмотрении потенциального работодателя.
РАДИ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Цель устойчивого развития «Борьба с изменением климата» остается в перечне наиболее приоритетных, что подтверждается отчетностью крупнейших представителей российского бизнеса. Сохраняется фокус на климатических аспектах деятельности и целях по углеродной нейтральности, расширяется использование зеленой энергии и энергоэффективных решений.

Российские ESG-лидеры продолжают работать над климатическими проектами и развитием рынка углеродных квот, прорабатывая возможность создания единого рынка углеродных единиц на пространстве ЕАЭС, а также БРИКС. На долю входящих в блок России и Бразилии приходится 32% мирового лесного фонда, они являются «легкими» современноий индустриальной цивилизации. Поэтому на нас лежит ответственность разработать прозрачные и недискриминационные правила международной торговли углеродными единицами на специализированной карбоновой бирже. Многие низкоуглеродные практики, в частности применяемые российскими компаниями в агропромышленном комплексе, являются уникальными в международном масштабе. Это не только позволяет компаниям снижать свой углеродный след, но и способствует повышению экспортного потенциала продукции.

Население Земли бурно растет. К 2050 году оно увеличится на 2 млрд и достигнет 9,7 млрд человек. Практически весь рост населения придется на страны Глобального Юга. За последний год Россия на четверть нарастила поставки минеральных удобрений в страны Глобального Юга — с 23,5 млн т в физическом весе в 2022 году до 29,1 млн т в 2023 году.

Порядка 1,2 млрд человек в странах Глобального Юга потребляют продукты питания, выращенные с помощью российских удобрений. На долю российской продукции приходится 22% всех используемых местными фермерами «витаминов плодородия» — таков вклад нашей страны в мировую борьбу с голодом и обеспечение продовольственной безопасности.

Это пример того, как зрелые ESG-практики российских компаний становятся пропуском на зарубежные рынки, конкурентным преимуществом, а не дополнительными издержками. Таким образом, приверженность устойчивому развитию помогает России уверенно пройти период внешней волатильности и занять свое значимое место в трансформирующейся глобальной ESG-повестке.