Бизнес попросил разрешения продавать пиво с испорченной маркировкой
Пивовары попросили Росалкогольтабакконтроль разрешить продавать пиво и слабоалкогольные напитки с поврежденной маркировкой, поскольку такой товар приходится списывать и бизнес теряет деньги. Союз российских пивоваров обратился в профильное ведомство с просьбой ввести такую меру временно и в дальнейшем разработать механизмы легального оборота товаров с нечитаемыми кодами. Об этом говорится в письме организации (есть у Forbes) за подписью председателя Совета союза Даниила Бримана. В Росалкогольтабакконтроле подтвердили получение обращения организации.
В 2024 году в России запретили продавать немаркированное пиво и слабоалкогольные напитки в кегах (специальные пластиковые или железные тары для перевозки и хранения пива), а также ввели обязательный поэкземплярный вывод из оборота товара в бутылка или банках через кассу, говорится в письме. Одновременно запрещается проводить и перемаркировку продукции. В итоге производители или дистрибьюторы теряют деньги, если маркировка повреждается во время транспортировки, указывают в Союзе.
У малых предприятий доля продукции с испорченными кодами может достигать 10% от общего оборота, тогда как у средних и крупных заводов данный показатель составляет от 0,02 до 1,3%. В абсолютных цифрах это значительные потери, которых можно было бы избежать, так как продукция с испорченными кодами не теряет своих товарных качеств, имеет действующий срок годности, за нее уплачен акцизный сбор, отмечается в письме.
Обычно производители, даже средние, работают через дистрибьюторов, говорит председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции Игорь Хавский. Теперь, если кега приходит, а на ней нечитаемый стикер, продавать ее невозможно. Товар с нечитаемыми кодами маркировки продавцы просто не принимают и не оплачивают — оформляют возврат, продолжает он. Теряют деньги производители или дистрибьюторы в зависимости от их договоренностей, причем заводы теряют свои средства еще и на уплате акцизов, подчеркнул Хавский.
При этом, по словам Хавского, везти партию назад на завод зачастую бессмысленно. «Пиво имеет сроки годности, допустим, полгода. Сначала его произвели, оно попало на склад дистрибьютора, там какое-то время постояло, приехало на торговую точку, там не считался код. А увезли его, например, за 2000-3000 км, пока оно вернется на завод, уже может истечь срок годности», — объясняет он. Ситуация касается как кег, так и продукции в индивидуальной упаковке.
«Мы готовы участвовать в процессе разработки альтернативных механизмов урегулирования проблемы», — сказал Forbes исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков (АПП, объединяет AB InBev Efes, «Балтику» и «Объединенные пивоварни «Хейнекен»») Вячеслав Мамонтов. Он отметил, что перемаркировка недопустима, поскольку такой инструмент сложно контролируем и может создать возможности для манипуляций недобросовестными участниками рынка, которые под видом перемаркировки будут продавать нелегальную продукцию.
Компании — члены АПП сталкиваются с проблемой несчитываемости кодов маркировки в связи с механическими повреждениями, однако объем таких случаев незначительный, добавляет Мамонтов. Также он отметил, что «в случае, если это закреплено условиями контракта, производители компенсируют стоимость продукции с поврежденными кодами своим партнерам, так как выведение из оборота продукции с нечитаемыми кодами запрещено».
Чаще с проблемами повреждения маркировки сталкиваются средние и малые производители, поскольку иногда даже вручную маркируют свои товары, отмечает Игорь Хавский. Чем крупнее производство, тем больше возможностей для применения самых передовых и дорогих технологий и материалов для создания и нанесения кодов, к примеру с помощью лазера, хотя и он иногда не читается, а наносится лишь на алюминий, пояснил он.
Директор пивоварни «Афанасий» Дмитрий Смирнов в большей степени связывает проблему не с самой системой маркировки и учета, а со средствами ее реализации. В России существует дефицит качественных материалов: рибонов, принтеров, красок для нанесения кодов. «Мы, например, тоже столкнулись с такой ситуацией, когда код, наносимый на крышку, стирается термоусадочной пленкой групповой упаковки. Только заменой средств печати удалось ее решить. Это рост себестоимости производства, но не непреодолимое препятствие», — сказал он.
По мнению руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, проблему следует решать на уровне улучшения механизмов нанесения кодов маркировки на продукцию.
Требования по сохранности кода на товаре есть не только в отношении пива, аналогичные нормы распространяются на другие категории товаров, включая пищевые (молоко, вода, безалкогольные напитки), и ни в одной другой группе товаров такой вопрос не стоит, отмечает руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ Кирилл Волков. Обеспечить качественное нанесение кода на товар — обязанность производителя, подчеркнул он.