ФНС не поддержала идею Минэкономразвития о барьерах для самозанятых на маркетплейсах
ФНС не поддержала идею Минэкономразвития установить дополнительные барьеры для самозанятых при работе через маркетплейсы. Против выступили также Роструд и ФАС. Но Минэкономразвития не считает эти аргументы весомыми, и пока соответствующий законопроект остается без изменений
Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддержала предложение Минэкономразвития установить дополнительные барьеры для самозанятых при работе через маркетплейсы, сообщил РБК со ссылкой на замечания к соответствующему законопроекту.
Против предложения выступили также Роструд и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), следует из документа, подлинность которого подтвердил источник издания, знакомый с его содержанием.
Законопроект, подготовленный Минэкономразвития, предлагает обязать цифровые платформы ограничивать принятие заказов исполнителями-самозанятыми, которые до начала работы на платформе «состояли в трудовых отношениях с пользователями-заказчиками в течение двух лет». Предполагается, что для этого оператор получит «необходимую и достаточную информацию о наличии трудовых отношений».
ФНС предложила исключить этот пункт законопроекта потому, что указанные в нем условия «являются нереализуемыми». В Роструде отметили «дискриминационный характер» предлагаемой нормы, указав, что неясно, из какого источника к оператору платформы будет поступать «достаточная и достоверная информация». В ФАС признали, что предложение не только повлечет нарушение трудовых и гражданских прав физлиц, но и возложит на оператора дополнительные обязанности.
Минэкономразвития в своем комментарии на эти замечания указало, что аргументы «нереализуемости» этой меры в них отсутствуют. В результате в этой части законопроект пока остался без изменений.
По данным ФНС, на конец сентября в качестве самозанятых зарегистрировались 10,9 млн физлиц и 557 000 индивидуальных предпринимателей. При этом, по данным T-Bank Data, в первом квартале количество самозанятых на всех маркетплейсах уменьшилось на 10% год к году. Это снижение связано с тем, что с 1 апреля маркировка большинства наименований одежды стала обязательной, а самозанятые не могут ее маркировать и вынуждены менять статус и регистрироваться как ИП, отметили аналитики T-Bank Data. Они подсчитали, что среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах составил 49 500 рублей.