Лето на паузе: теплый сентябрь увеличил доходы круизных компаний
В навигацию 2024 года, которая продлится до середины ноября, путешествия по рекам совершат около 800 000 человек, что на 20% больше, чем в прошлом году, по оценке вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергея Ромашкина. Развитие рынка стимулирует крепнущий тренд на внутренний туризм и расширение аудитории любителей отдыха на речных судах за счет более молодых туристов.
«В прошлом году у нас было 50 000 пассажиров в России, а в этом — уже 60 000» , — рассказывает Денис Крейцберг, генеральный директор маркетплейса «Круиз.Онлайн». На этой площадке продаются туры всех ведущих круизных компаний: «Водохода», «Мостурфлота», «Созвездия», «Донинтурфлота», «Гамы», «ВолгаWolga», «Русича» — от бюджетных за 8000 рублей до премиальных за 1,5-2 млн рублей.
Только с «Водоходом» в круизы сходили 142 883 туриста. До конца навигации круизы купили 150 000 человек, что уже превышает статистику прошлого года, но навигация заканчивается 24 ноября и продажи будут идти еще почти два месяца, так что это не финальная цифра по пассажиропотоку, пояснил Forbes заместитель генерального директора компании Илья Суховольский.
По словам Андрея Михайловского, генерального директора компании «Инфофлот», осенью 2024-го круизные компании в два раза увеличили число рейсов на осень. «Обычно с 1 сентября загрузка теплоходов падает, ведь самые активные туристы, родители с детьми, путешествуют в основном летом, — уточняет он. — Но в этом году это падение компенсировалось за счет хорошей погоды в сентябре: те, кто выбирал между разными видами отдыха, решили поплыть в круиз осенью, и загрузка этой осенью на 5% выше, чем в прошлом году».
Компании, рискнувшие поставить больше рейсов на осень, получили хорошую загрузку в сентябре, а если погода и в октябре будет комфортной, тоже получат полные борта, замечает Крейцберг. По его словам, прирост в ассортименте речных путешествий произошел в основном за счет коротких рейсов на три-четыре дня.
Балконы в дефиците
Однако рост спроса на круизы, который начался в пандемию, в ближайшее время неизбежно упрется в дефицит круизного флота, полагает Сергей Ромашкин. Всего туристам доступно около 120 теплоходов, многим — около 50 лет, уточняет он.
В высокий сезон в июле — августе на самых популярных рейсах, например по Золотому кольцу, или турах выходного дня в дефиците бывают и бюджетные, и премиальные каюты, говорит Михайловский. Клиенты круизных компаний планируют отдых сильно заранее, и порой в первую очередь раскупаются каюты класса люкс с балконами.
Например, на теплоходе «Лунная соната» на 14-дневный круиз из Москвы в Петербург и обратно, который отплывает 15 сентября 2025 года, все люксы и полулюксы уже раскуплены. В том числе мест нет в самой дорогой двухкомнатной каюте «Федор Шаляпин», цена которой на двоих составляет 553 998 рублей (в нее входит трехразовое питание, все развлечения на борту, экскурсии в городах стоянки судна). В каюте есть гостиная, большой балкон и даже мини-кухня.
Как такового дефицита кают нет — есть ограниченное предложение, рассказали Forbes в пресс-службе компании «Созвездие». В первую очередь заканчиваются одноместные каюты — в этом случае клиенты выкупают двухместные для одного пассажира, такое в пиковый сезон случается нередко. Еще один лидер спроса — каюты с собственным балконом: с середины мая по конец сентября они очень популярны у туристов. Сложно найти свободную каюту такой категории, если не купить хотя бы за месяц до отправления, уточнили в компании. Люксы тоже часто выкупаются заранее — многие самые комфортные каюты большой площади, которых всего две-три на борту, уже раскуплены на сезон 2025 года.
Остановка по требованию
Другая проблема — ограниченность маршрутов речных путешествий, нехватка причалов в городах, которые интересны туристам. Ее круизные компании пытаются решить и каждый год расширяют маршруты. Например, «ВодоходЪ» за два последних года добавил несколько новых портов захода: Уфу, Таганрог, Выборг, Юрьевец, Хийденсельге в Карелии и Мариинский Посад в Чувашии. В 2025 году лайнеры компании планируют впервые зайти в Муром и Павлово Нижегородской области.
Аудитория речных круизов расширяется за счет более активных и молодых туристов, а они более мобильны, многие из них готовы отплывать не только из своих городов, говорит директор департамента маркетинга туроператора «Круизы & Путешествия» Татьяна Коршунова. Например, москвичи могут отправиться в круиз из Ярославля или Нижнего Новгорода, куда быстро можно добраться на «Ласточке», а туры оттуда стоят дешевле, отмечает она.
Поскольку 80-90% пассажиров круизных компаний — это постоянные клиенты, для них в каждом сезоне стараются придумать что-то новое. Например, «ВодоходЪ» разрабатывает все новые тематические круизы: винные, культурологические. В этом году популярностью пользовался тур «Пионерский лагерь для взрослых» (Самара — Волгоград — Самара). Пассажирам предложили «вернуться в беззаботное детство и испытать настоящее волшебство пионерской жизни» с утренней зарядкой, дискотеками и пионервожатыми.
В конце сентября из Нижнего Новгорода в Самару стартовал необычный «Секретный тур» от компании «Созвездие» на теплоходе «Россия». Места шести стоянок пассажирам заранее были неизвестны — все они были организованы в необычных для круизов местах, с высадками на берег на скоростных лодках. «Первая стоянка — Юрино (Республика Марий Эл), Шереметевский замок. Больше 20 лет туда не заходили круизные теплоходы — очень мелко у берега. А в эту навигацию несколько раз заходила лишь наша оборудованная лодками «Россия», — так описывал начало маршрута в соцсетях сооснователь «Созвездия» Александр Соснин.
«Созвездие» уже не первый год проводит театральные круизы — пассажиры смотрят спектакли как на борту, так и в городах стоянок, расписание рейсов специально подстраивается под театральную афишу. Например, в 2024 году туристы смогли увидеть постановки в театрах Костромы, Твери и Ярославля.
Раннее бронирование туров, стартовавшее летом, тоже показало рост на 20-25% по сравнению с прошлым годом (по данным «Инфофлота»). Продажи в нынешнем сентябре на 2025 год превысили объемы продаж на текущий год, добавляет гендиректор «Круиз.Онлайн». По его словам, каждый год рейсов становится больше, и он не видит причин для замедления темпов развития рынка в ближайшие два-три года.