К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Продажи новых автомобилей в России в 2024 году выросли на 60%

Фото Сергея Карпухина / ТАСС
Фото Сергея Карпухина / ТАСС
Ожидаемый рост цен из-за повышения ставок утилизационного сбора подогрел продажи новых легковых автомобилей. В сентябре авторынок вырос на 36,7% по сравнению с сентябрем прошлого года, а динамика за девять месяцев составила 60,9%. Впервые за несколько лет месячные продажи преодолели психологически важный рубеж в 150 000 штук. Даже при пессимистичном сценарии объем реализации легковых автомобилей в 2024 году будет на 37% больше, чем в 2023-м. Однако утильсбор и другие факторы приведут к плавному росту цен

В России в сентябре 2024 года было продано 150 879 новых легковых автомобилей, сообщили Forbes эксперты аналитического агентства «Автостат». Продажи за этот период оказались на 36,7% больше, чем в аналогичном месяце прошлого года (110 404 штуки). Более значительные темпы роста показывают продажи по итогам девяти месяцев 2024 года: за январь — сентябрь в России было продано 1,15 млн новых легковых автомобилей, что на 60,9% больше, чем за аналогичный период 2023-го (717 615 штук).

Лидерство на российском рынке сохраняет отечественная марка Lada, на долю которой в первый месяц осени пришлось чуть более 23% от общего объема, что в количественном выражении составляет 34 985 проданных автомобилей. 

Среди иностранных брендов лучшим снова оказался Haval, автомобили которого в сентябре разошлись тиражом в 19 725 экземпляров, Haval занял второе место в общем зачете. На третьей строчке расположился Chery (16 205 штук), за которым следуют еще четыре китайских бренда — Geely (16 055 штук), Changan (11 534), OMODA (4509) и Jetour (3917). Восьмое место занял белорусский Belgee с показателем 3657 автомобилей. В топ-10 также вошли китайские EXEED и JAECOO (3607 и 3027 экземпляров соответственно).

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Шесть из десяти марок, попавших в число лидеров рынка, в сентябре показали положительную динамику. При этом сильнее всего благодаря эффекту низкой базы вырос Jetour (в 2,4 раза). Снизили продажи OMODA (-13,7%) и EXEED (-20,2%).

«В сентябре продажи новых легковых автомобилей оказались на 1,7% больше, чем в августе (148 338 штук), — комментирует руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. — Впервые за долгое время российский авторынок преодолел отметку в 150 000 единиц. До этого больше машин было продано только в апреле 2021-го — 171 478 штук. Основная причина столь значительного роста в том, что с 1 октября в России вступила в силу новая шкала утилизационного сбора, что повлечет дальнейший рост цен на автомобили, поэтому покупатели стремились приобрести их до подорожания. Иными словами, некоторые из тех, кто собирался покупать машину в нынешнем году, сделали это раньше. Причем такая тенденция прослеживалась не только в сентябре, но и в августе». 

 

Минпромторг 13 сентября утвердил документ, согласно которому с 1 октября был проиндексирован утилизационный сбор на автомобили. На первом этапе ставка была увеличена на 70–85%. Затем ежегодно вплоть до 2030 года этот показатель будет подниматься. Если говорить в цифрах, то для авто с двигателем менее 2 л утильсбор вырастет примерно на 250 000 рублей, 2-3 л — более чем на 700 000 рублей, 3-3,5 л — более чем на 800 000 рублей.

По оценке агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в августе 2024 года составила 3,03 млн рублей. 

Резкого подъема цен не ожидается, полагают дилеры, сам переход будет плавным, от марки к марке в октябре цены вырастут в интервале 2-3%. В ноябре иномарки прибавят еще в среднем от 3% до 5%. 

 

«Резкого скачка цен рынок не ожидает, —  рассуждает основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль. — До конца года новые автомобили могут прибавить 10-15% к действующим прайсам под воздействием внешних факторов: ужесточение требований к одобрению кредитов, сложности с трансакциями с зарубежными поставщиками, заторы на границе. На сегодняшний день у дилеров есть запас новых автомобилей по ценам до индексации утильсбора, поэтому в октябре увеличения их стоимости, скорее всего, не будет. Хотя некоторые бренды уже обновили свои прайсы после 1 октября, однако прибавка в цене малозначительна. Например, модели Chery Tiggo 7 Pro Max и Omoda C5 стали дороже на 50 000 рублей».

«Утверждение долгосрочной шкалы индексации утильсбора будет стимулировать рост объемов производства в России и последующее наполнение рынка автомобилями локальной сборки, — говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. — Есть два объемообразующих бренда, которые производят авто в России, — «Автоваз» и Haval. Поэтому их доля в общем объеме продаж есть и будет значительна». 

Ольховский замечает на рынке оптимистичные тренды и прогнозирует, что объем продаж новых автомобилей по итогам года превысит 1,5 млн штук. «Давать конкретные прогнозы по IV кварталу пока рано, слишком много событий. Утильсбор, повышение ключевой ставки ЦБ — уже произошло, и многое еще может измениться до конца года, — объясняет эксперт. — В любом случае рост цен, связанный с повышением утильсбора, не произойдет одномоментно, это займет несколько месяцев, так как китайские производители будут стараться сдерживать цены».

Рынок сохранит уверенный рост, согласны и в «Автостате». Согласно базовому прогнозу агентства, в 2024 году российский авторынок достигнет отметки в 1,54 млн единиц, то есть рост составит 45%. Даже в пессимистичном сценарии продажи новых легковых автомобилей вырастут на 37%, до 1,45 млн штук, оптимистичный же предполагает  реализацию 1,6 млн экземпляров (+51%). «В октябре и ноябре, по всей видимости, авторынок просядет, но декабрь традиционно должен быть лучше», — считает Тимерханов.

Впрочем, несмотря на уверенный рост, российский авторынок в этом году вряд ли достигнет уровня 2018 года. Тогда в России было реализовано 1,634 млн новых легковых машин. Этот результат оказался максимальным за последние 10 лет.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+