Дефицит дальнобойщиков вырос на фоне увеличения грузовых автопарков
По итогам первых восьми месяцев 2024 года спрос на водителей грузовиков вырос на 58% в годовом выражении, следует из данных hh.ru, которые приводит «Коммерсантъ». В то же время число соискателей увеличилось только на 6%. Согласно данным сервиса по поиску работы, количество вакансий в 2,3 раза превышает количество резюме.
По данным ассоциации «Автогрузэкс», которые приводит «Коммерсантъ», дефицит водителей с категорией прав СЕ (позволяют управлять грузовыми автомобилями с прицепами) по итогам 2023 года вырос до 25% против 21% в позапрошлом году. На фоне увеличения спроса растет и зарплата дальнобойщиков, отмечает газета. Так, по данным hh.ru, с начала года уровень предлагаемой оплаты вырос в полтора раза, а медианная зарплата достигла 124 000 рублей, что превышает размер зарплаты менеджеров по логистике и внешнеэкономической деятельности (с января по август им в среднем предлагали около 78 000 рублей).
Росту дефицита водителей способствует в том числе отток людей в зону «военной спецоперации»* и в другие профессии, где требуется меньшая нагрузка при сопоставимой оплате труда, отмечает «Коммерсантъ». Помимо этого, в 2024 году дефицит водителей усугубился на фоне расширения грузовых парков компаний, а также снижения объема грузоперевозок, пишет газета.
Глава Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина напомнила, что в прошлом году компании продали около 140 000 грузовиков, что на 70% больше по сравнению с 2022 годом. По ее словам, во избежание простоя техники и в условиях дефицита кадров компании пытаются привлекать сотрудников из других компаний, предлагая им более высокие зарплаты и различные льготы. Но делают они это не потому, что возить грузы некому, а с целью «начать возить грузы хотя бы по заниженным ценам, чтобы отбить купленные или взятые в лизинг в прошлом году фуры», пишет «Коммерсантъ». С тем, что сейчас количество машин превышает объем грузов, согласен и глава «Карго Драгон» Максим Криштопов. Однако, по словам совладельца и замдиректора ПЭК Вадима Филатова, компании в основном обновляли свой автопарк, а значит — влияние увеличения количества транспорта на дефицит кадров не так велико.
Гендиректор HeadHunter Дмитрий Сергиенков в интервью «Коммерсанту» назвал «новой реальностью» тот факт, что в России «больше никогда не будет дешевой рабочей силы». Сергиенков указал, что в России «исторически низкие зарплаты». «И то, что они сейчас вынужденно растут, — хорошо», — отметил глава HeadHunter, уточнив, что с начала года зарплатные предложения на hh.ru выросли на 35%. Он напомнил, что сейчас уровень зарплаты является одним из основных критериев для соискателей. «Как только мы достигнем определенного уровня благосостояния в обществе, люди начнут обращать все больше внимания и на другие факторы», — добавил Сергиенков. В качестве примера он привел людей, которые устраиваются работать курьерами: Сергиенков говорит, что они хотят быстро заработать, закрыть свои потребности и после этого выйти на другую работу с более комфортными условиями труда.
По данным экспертов «Авито Работы», самые высокие средние зарплаты для кандидатов по рабочим специальностям в июле 2024 года предлагали на вакансиях водителя-дальнобойщика — 210 734 рубля в месяц при полной занятости. Это на 51% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Второе место в списке заняла профессия сверловщика (156 773 рубля). Третье и четвертое места — у фрезеровщика и токаря (146 080 рублей и 137 895 рублей соответственно при полном рабочем дне).
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.