Маркетплейсы попросили Минцифры поддержать онлайн-продажи алкоголя через биометрию
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят в том числе Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет», направили министру цифрового развития Максуту Шадаеву письмо с просьбой поддержать идею онлайн-торговли алкоголем с проверкой возраста через биометрию и инициировать ее рассмотрение в правительстве, сообщили «Ведомости» со ссылкой на документ.
Его подлинность подтвердили в АКИТ. В Минцифры подтвердили получение письма. Представитель ведомства отметил, что возможность верификации по биометрии при онлайн-продаже товаров с возрастными ограничениями, в том числе тонизирующих напитков, обсуждается. Он не уточнил, входят ли в этот список спиртные напитки.
АКИТ в письме отмечает, что теневой бизнес легко обходит «вполне оправданный» запрет на онлайн-торговлю алкоголем, введенный в 2007 году. По данным ассоциации, число запросов в поиске «Яндекса» по ключевым словам «алкоголь с доставкой» ежегодно растет более чем на 50%. Незаконные онлайн-продажи спиртных напитков в России выросли за год на 60% и в 2023-м достигли 80 млрд рублей. По оценкам НИФИ Минфина, из-за нелегальной торговли алкоголем российский бюджет в 2023–2027 годах недополучит 253 млрд рублей выпадающих доходов. Доля фальсификата в онлайн-продажах алкоголя составляет 53%, отметили в АКИТ со ссылкой на исследование НИФИ Минфина.
Чтобы «эффективно» решить проблему, АКИТ предлагает разрешить онлайн-торговлю алкоголем, проверяя возраст через Единую систему идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных (ГИС ЕБС). Для этого онлайн-площадки должны будут интегрировать ЕБС: многие компании уже интегрированы с «Госуслугами», объяснил изданию представитель АКИТ.
Президент компании Ladoga, производящей алкогольную продукцию, Вениамин Грабар высказался против дистанционной торговли алкоголем, отметив, что «пункты выдачи посылок с алкоголем» будут способствовать росту контрафакта. Партнер агентства винного консалтинга DoubleMagnum Андрей Григорьев ранее рассказал изданию, что против идеи разрешить онлайн-продажу алкоголя с верификацией через биометрию выступает сетевой ритейл, который может потерять большую долю выручки.
Источник «Ведомостей» в одном из офлайн-ретейлеров отметил, что использование ЕБС при продаже алкоголя не решит проблему наличия «огромного» рынка контрафактной алкогольной продукции в интернете, так как система не гарантирует наличие на продукции акцизных марок. Он напомнил, что продажа алкоголя через офлайн-магазины гарантирует соблюдение действующих ограничений из-за значительного количества проверок товара, прежде чем он попадет на полку, а также из-за персональной ответственности продавца.