Заглянуть в домну: промышленный туризм в России идет к рекорду
В 2023 году в России было 1,4 млн промышленных туристов, а по итогам этого года предприятия по всей стране примут около 2 млн экскурсантов, рассказал Forbes Сергей Рыжов, основатель агентства бизнес-туризма MICE Market, общественный представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ).
В программе промышленного туризма сейчас участвует более 400 фабрик и заводов, причем более 50% подключились к ней в последние два-три года, отмечает он. Это не только крупные компании вроде «Норникеля» или кондитерского концерна «Бабаевский», но и интересные производства малого бизнеса. По его словам, в проекте задействовано уже 67 регионов.
«Раньше промышленный туризм был «позвоночным», — шутит Рыжов. — То есть по звонку предприятия принимали делегации чиновников или специалистов по обмену опытом». Для посещения производств требовались спецразрешения. Теперь они открылись для всех: экскурсии можно забронировать через турфирмы, на сайтах компаний, на платформе Минпромторга и АСИ или на агрегаторах туров. На производствах появились сотрудники, которые организуют и проводят экскурсии, зачастую это работники HR-отделов, пресс-служб или технологи.
Только в столице за первое полугодие 2024 года было организовано 500 экскурсий по 90 предприятиям, сообщили в пресс-службе департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы. За восемь месяцев этого года количество участников экскурсий выросло на 35% по сравнению с тем же периодом 2023-го. С 2019 года в Москве работает проект «Открой#Моспром», с которым сотрудничает более 130 фабрик и заводов пищевой, авиационной, фармацевтической и других отраслей, этот список расширяется. «В этом году мы значительно увеличили количество мероприятий, в итоге только за первое полугодие к проекту присоединились около 1 млн человек», — рассказал Forbes министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолий Гарбузов.
От «Лады» до клюквы
Самые популярные у промышленных туристов фабрики — выпускающие продукты питания, напитки и предметы быта, а также сложные зрелищные производства: ГЭС, металлургические предприятия, шахты и автозаводы, поясняет Рыжов. Например, в мае 2024 года «Автоваз» открыл программу регулярных экскурсий в Тольятти — гостям показывают все этапы производства автомобилей Lada, кормят обедом в ресторане заводоуправления и поднимают на обзорную площадку над городом. Тур стоит 4000 рублей на человека, на сентябрь все экскурсии на сайте самарской фирмы «Пилигрим» уже распроданы.
Среди интересных производств, которые можно посетить с экскурсией, — Чиркейская ГЭС в Дагестане, шахта «Ангидрид» в Норильске, ягодная плантация «Архангельская клюква», завод, выпускающий автомобили Haval в Тульской области, «Арктическая вода» в Ямало-Ненецком автономном округе, где производят питьевую воду из ледников, Злынский коневодческий завод в Орловской области, «Самарский строительный фарфор», который выпускает премиальную сантехнику, компания «Промобот» в Пермском крае, производящая роботов, Кедровский угольный разрез в Кемеровской области.
В Москве к проекту «Открой#Моспром» в 2024 году подключилось несколько новых предприятий. Например, «Сибур полилаб» — научная площадка компании «Сибур», где разрабатывают новые полимерные материалы. Здесь выпускают около 30 марок полимеров, содержащих до 70% вторичных материалов, — из них делают экоупаковку для воды, напитков, молока, йогуртов, флаконы для косметики и даже мебель.
«Спрос на экскурсии определенно растет, это связано как с увеличением объемов внутреннего туризма, так и с ростом интереса ко всему, что делается в России», — замечает Андрей Резников, учредитель компании «Гжельский фарфоровый завод». Туры на производство начали проводить в 2018 году, за это время здесь побывало около 50 000 человек. Выручка от экскурсий у компании выросла с 8,1 млн рублей в 2022 до 15 млн за неполный 2024 год, уточняет Резников. В этом году на предприятии побывало уже 16 000 человек.
Успех экскурсий связан еще и с форматом — чем больше интерактива, тем интереснее. «Гостям не просто издалека показывают литейные машины или художников, которые расписывают тарелки. Они максимально участвуют во всем, — поясняет Резников. — Например, желающим дают попробовать залить в форму фарфоровый шликер или, скажем, заглазуровать изделие перед обжигом». Для посетителей проводят мастер-классы — они расписывают фарфоровые заготовки кобальтом: спрос на них вырос настолько, что пришлось выделить второе помещение.
Желающих больше, чем мест
Туристам даже стали показывать закулисье долгостроев — культурных объектов в городах, судьба которых волнует многих жителей. В июне 2024 года компания «Политехстрой-Сварго» устроила экскурсии для участников Петербургского экономического форума и всех желающих на действующей стройплощадке — в здании консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, которое реставрируется уже более шести лет. «Всем выдавали каски и спецодежду, строители обеспечили дополнительные меры безопасности, — уточняет представитель компании. — О реконструкции и истории здания рассказывали сотрудники отдела реставрации».
В результате за пять дней площадку посетило около 300 гостей. «После первых экскурсий включилось сарафанное радио: желающих посмотреть каждый раз приходило больше, чем записывалось, — рассказывают в компании. — Экскурсантов иногда было так много, что прорабам приходилось отдавать им свои каски. Пришлось добавить еще один ежедневный слот и дополнительный день для посещения — субботу».
В реальности попасть с туром на предприятия не так просто: из-за разных ограничений они проводятся редко и зачастую только в рабочие часы по будням, в выходные многие производства закрыты. Чтобы записаться на бесплатную экскурсию, приходится буквально охотиться за местами на сайтах, где их предлагают забронировать. Туры на самые зрелищные производства часто платные. Например, посещение шахты «Ангидрид» в Норильске в 2023 году стоило 6000 рублей на человека, экскурсия на автозавод Haval в Тульской области обойдется в 1500 рублей.
На сайте «Открой Моспром», где публикуются анонсы бесплатных туров, зарегистрироваться онлайн можно на 35 предприятий (в этом разделе размещены не только действующие производства, но и музеи). Есть, например, экскурсии на косметическую фабрику «Свобода», Щербинский лифтостроительный завод, автомобильный завод «Москвич», офис VK, швейную фабрику «Черемушки», ГК «Москабельмет», ювелирный дом «Эстет». Запись открыта на ближайшую неделю, но под анонсами большинства туров написано: «Места на мероприятие закончились» или «Регистрация закрыта». Из доступных туров 6 сентября корреспондент Forbes нашел только безалкогольную экскурсию на комбинат «Очаково» на пятницу, 13 сентября. Зато тур бесплатный и посетителей, возможно, угостят лимонадом.