Продавцы канцелярии заявили об угрозе закрытия тысяч магазинов из-за маркетплейсов
Продавцы канцтоваров предупредили правительство об угрозе закрытия тысяч магазинов из-за маркетплейсов, которые, по мнению Ассоциации канцелярского рынка, могут сокращать облагаемые НДС поступления за счет агентских договоров и экономить на уплате НДФЛ и страховых взносов, привлекая самозанятых сотрудников. В результате, по оценке АКР, размер недоплаченных налогов крупными игроками может превышать 1 трлн рублей. В АКИТ заявили, что маркетплейсы платят налоги в соответствии с законодательством
Продавцы канцтоваров предупредили правительство об угрозе закрытия тысяч магазинов канцелярии из-за конкурентного преимущества маркетплейсов. Об этом говорится в письме, направленном Ассоциацией канцелярского рынка (АКР; объединяет профильных производителей и ретейлеров) премьер-министру Михаилу Мишустину и министру финансов Антону Силуанову. Копия обращения есть в распоряжении «Коммерсанта». С документом, в котором АКР пожаловалась на кризис в секторе офлайн-торговли канцелярией из-за маркетплейсов и который был направлен на имя Мишустина в конце июня, также ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердил газете представитель АКР.
Ассоциация утверждает, что конкурентное преимущество маркетплейсов связано с возможностью площадок сокращать облагаемые НДС поступления за счет агентских договоров и не оплачивать в полной мере социальные взносы, заменяя штатных сотрудников самозанятыми, пишет «Коммерсантъ».
По информации газеты, текст письма АКР из аппарата правительства был направлен в Минпромторг. В ответе ведомства от 21 августа, текст которого есть у «Коммерсанта», сказано, что информация принята к сведению и может быть учтена при проведении проверок. Комитет Госдумы по малому и среднему предпринимательству в своем ответе на обращение ассоциации указал, что материалы будут использованы при совершенствовании законодательства об агрегаторах, пишет «Коммерсантъ». Опрошенные «Ведомостями» юристы полагают, что изложенные в письме АКР претензии вряд ли могут стать основанием для серьезных налоговых проверок маркетплейсов. В пресс-службе правительства, Минпромторге и комитете Госдумы оперативно не ответили на запросы «Коммерсанта». В пресс-службах Ozon, Wildberries, «Яндекс маркета» отказались от комментариев, пишут «Ведомости».
В письмах ассоциация обращает внимание на то, что входящий денежный поток Wildberries за 2023 год по агентским договорам достиг 2,5 трлн рублей, что в пять раз превышает выручку (538 млрд рублей) и в десять — себестоимость продаж (179 рублей) с учетом максимальной комиссии в 25% (223 млрд рублей). Агентские договоры позволяют проводить мимо учета 90% фактической выручки, считают в АКР. Что касается сотрудников, то ассоциация обратила внимание, что с помощью привлечения самозанятых маркеплейсы могут экономить на уплате НДФЛ и страховых взносов с зарплат. Таким образом крупные игроки, в том числе и другие маркетплейсы, по мнению АКР, в сумме не доплачивают налоги более чем на 1 трлн рублей в год, пишет «Коммерсантъ».
В связи с этим АКР просит правительство заставить маркетплейсы платить налоги, как это делают классические онлайн-магазины, принять меры по защите от доминирующих игроков рынка и усилить меры контроля за маркетплейсами и продавцами товаров на них, уточняют «Ведомости».
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, в свою очередь, подчеркнул, что маркетплейсы платят налоги в соответствии с российским законодательством. «Коммерсантъ» и «Ведомости» приводят его слова, в соответствии с которыми доходы маркетплейсов формируются из услуг по рекламе, хранению, доставке и транспортировке товаров, площадки же не закупают товары у продавцов: партнеры маркетплейсов декларируют и платят налоги самостоятельно, подчеркнул Соколов. В комментарии «Ведомостям» он отметил, что маркетплейсы не применяют пониженные соцвзносы.