Российские производители пива второй раз за год анонсировали повышение отпускных цен: впервые это произошло в марте, речь шла о подорожании на 8–15%, второй раз — в августе, на 10–15%. Собеседники Forbes обращают внимание на то, что речь идет о ценах производителей, то есть в рознице рост будет менее заметным.
Оправданный шаг
С июня 2023-го к июню текущего года, согласно данным Росстата, средняя розничная цена пива выросла со 161,42 рубля до 166,87 рубля за литр. И тому есть причины, ведь с ростом стоимости производства отрасль сталкивается с 2022 года, отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов.
Себестоимость производства в пивоваренной отрасли, как и во многих других, растет, добавляет глава Союза российских пивоваров (СРП) Даниил Бриман. «В первую очередь подорожание коснулось упаковочных материалов и логистики», — уточняет он. По словам Мамонтова, разные виды упаковки прибавили в цене от 8% до 25%. Стекло, по информации Бримана, за год подорожало на 8–12% относительно августа 2023-го, а алюминиевая банка — на все 20%. Стоимость картона и полиэтилена увеличилась примерно на 10%, затраты на энергоносители — на 8–10%, а логистика — на все 30–40%, продолжает Бриман. Собственно, все комплектующие, от этикеток и пробок для пива до красок, дорожают.
Транспортные расходы по итогам первого полугодия увеличились более чем на 40% на доставку по железной дороге и примерно на 30% на автоперевозки, отмечает Мамонтов. Динамика роста стоимости на паллеты составила 50%, на картон — 20%, на ПЭТ-преформы — 15%.
Сказался и дефицит кадров. «Отрасль высокотехнологичная, нужны профессиональные инженеры, техники, операторы, — говорит Бриман. — В условиях жесткой конкуренции с другими промышленными сферами приходится серьезно увеличивать зарплатный фонд».
Предыдущий рост отпускных цен производителей пива и пивной продукции произошел весной и оказался довольно скромным, около 8–10%, что далеко не полностью компенсировало рост издержек. «Производители взяли часть роста себестоимости на себя, чтобы не перекладывать сразу все затраты на потребителя», — говорит Бриман. Он напоминает, что в 2024 году на один рубль с литра вырос акциз на пиво, а на все виды упаковки необходимо наносить «Честный знак», что также привело к росту издержек примерно на один рубль за каждую маркировку.
«Издержки растут, и предпосылок для приостановки этого процесса нет», — сетует Бриман. По его словам, заморозки и засуха сказались на перспективах урожая пивоваренного ячменя, цены на солод увеличились с начала года на 10% и продолжат расти. «Консервативный прогноз — плюс 15–20% к стоимости до конца года, а солод — это 50% от сырьевой составляющей себестоимости», — добавляет он.
Закупка нового урожая хмеля также будет идти по новым ценам: хотя урожай в основных европейских странах-производителях хороший, изменение курса валют и усложнение логистических цепочек, по словам Бримана, не позволят оставить цены в рублях на уровне прошлого года.
Последние два года вся пивоваренная отрасль переживает глобальную трансформацию, заключает вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова. «Оказавшиеся внезапно исключенными из глобальных цепочек, российские компании вынуждены выстраивать бизнес практически заново, параллельно решая накопленные за прошедшие годы проблемы системного характера, такие как повсеместный износ импортного оборудования (возраст которого достигает 20–30 лет, а износ 80%) в отсутствие отечественных аналогов, зависимость от импортных технологий и сырья (например, хмеля), утраченные позиции в области селекции семян и саженцев, и многие другие», — перечисляет она.
Конкуренция против роста цен
Драматичный рост себестоимости пивного производства пока не сказался в полной мере на рознице. «Темпы роста цен в пивоваренной индустрии ниже, чем во многих иных категориях FMCG, — констатирует Мамонтов из Ассоциации производителей пива, солода и напитков, ссылаясь на данные Росстата и NielsenIQ. — В 2023-м цены на пиво росли медленнее прочих алкогольных напитков и даже ниже инфляции».
«Особенность пивного рынка — его высокая конкурентность, — напоминает Бриман из СРП. — Производители, даже крупные, помнят о том, что федеральные и региональные сети довольно легко найдут замену слишком подорожавшим продуктам. Поэтому повышение отпускных цен не будет критическим, а сами сети смягчат его переход на полку, растянув во времени».
«Несмотря на существенный рост затрат на производство, мы стараемся сгладить рост стоимости», — подтверждает директор по взаимодействию с органами государственной власти AB InBev Efes Вячеслав Ефимов.
Объемы производства и продаж при этом растут. В 2022 году было выпущено 802,5 млн декалитров пива, в 2023-м — 823 млн декалитров, подсчитал Бриман. Розничные продажи пива в России, согласно данным Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, составили 769,6 млн декалитров, что на 2,1% выше показателей предыдущего года.
В первые шесть месяцев 2024 года восходящий тренд продолжился — по данным Росстата, за январь — июнь было произведено около 451 млн декалитров пива, а прирост относительно аналогичного периода 2023-го составил 9,8%.
«В первые шесть месяцев этого года заметна тенденция к росту — на 5% в физическом объеме и на 12% в денежном. Полагаю, по году мы получим около 860 млн декалитров», — подсчитал Бриман. По итогу 2024 года рост может составить около 5%, полагает он.
«Рост первого полугодия обусловлен в первую очередь погодным фактором — отмечает вице-президент по продажам пивоваренной компании «Балтика» Егор Гусельников. — Более жаркие по сравнению с прошлым годом июнь и июль дали рост почти на 1%». «По нашим наблюдениям, повышение спроса на рынке связано с ростом покупательской способности населения, — добавляет президент компании «Объединенные пивоварни» Ораз Дурдыев. — Также заметно и увеличение уровня доверия к отечественным производителям, в том числе и к пивоваренной продукции».
Недружественная пена
Импортное пиво все еще пользуется спросом у россиян: с июля 2023-го по июль 2024 года доля импортного пива в деньгах выросла с 5,6% до 7,1%, а локального — снизилась до 60,3%, с 61,7%, подсчитали по просьбе Forbes аналитики NielsenIQ. По их данным, продажи импортного пива за этот же период в натуральном выражении увеличились на 25,4%, в денежном — на 42,1%. И в гипермаркетах, и в мини- и супермаркетах доля продаж импортного пива возросла, а локального — снизилась. Доля лицензированного пива (выпущенного на территории страны под зарубежными марками) либо чуть снижалась, либо оставалась на прежнем уровне в зависимости от типа торговых точек.
Российский рынок проходит трансформацию ассортимента пива и активный запуск новинок, говорит Мамонтов из Ассоциации производителей пива, солода и напитков. По данным NielsenIQ, в прошлом году пиво среди всех алкогольных категорий стало лидером по количеству новых марок. Пивная полка постоянно пополняется новинками: если в 2023 году (за 12 месяцев с мая по май) их насчитали около 750, то в этом году появилось уже более 800 новых SKU, добавляет президент компании «Объединенные пивоварни» Ораз Дурдыев.
По данным NielsenIQ, в 2008 году топ-3 игроков рынка занимали 91,9% рынка, в 2018-м — уже 69,4%, а 2023-м — 66,4%. В январе — июле 31,1% продаж офлайна в натуральном выражении пришелся на AB InBev Efes, 26,8% — на «Балтику», 10% — на «Объединенные пивоварни», а остальное заняли Московская пивоваренная компания и прочие частные марки.
Импортному пиву тоже грозит рост цен, в первую очередь из-за пошлин. В два с половиной раза пошлину на ввоз продукции из «недружественных стран» повышали весной, сейчас Минфин оценивает целесообразность дальнейшего ее увеличения.
«Импорт все равно останется, и потребители, которым важен конкретный бренд, готовы переплачивать за него», — полагает Бриман из СРП.