Ставки фрахта нефтетанкеров в российских портах начали расти после трех месяцев спада
Ставки фрахта нефтяных танкеров в российских портах после трехмесячного снижения перешли к росту. Эксперты объясняют это ремонтными работами на НПЗ и блокировкой поставок российской нефти по «Дружбе». И прогнозируют, что еще более существенный рост ставок фрахта начнется в сентябре и будет сопровождаться увеличением дисконтов на российскую нефть
Ставки фрахта нефтяных танкеров дедвейтом 80 000–120 000 т (типа Aframax) в российских портах после трехмесячного снижения перешли к росту, сообщили «Ведомости» со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Из него следует, что с 26 июля по 2 августа ставки выросли на 4–7%, при этом фрахт танкеров из Новороссийска в порты Восточной Индии подорожал на 7% (до $6,1 за баррель), Западной Индии и Турции на 5% (до $5,4 и до $2,7 за баррель соответственно). Фрахт танкеров при поставках нефти из Козьмино (Приморский край) в порты Западной Индии вырос в цене на 7% (до $4,1 за баррель) и в порты Северного Китая — на 6% (до $2,4 за баррель).
Ставки фрахта морских танкеров для экспорта нефти из России снижались с конца апреля — начала мая и в конце июля достигли минимальных уровней с августа 2023 года.
Аналитики ЦЦИ объясняют удорожание фрахта ростом спроса на танкерные перевозки из-за необходимости перенаправлять морем объемы нефти из южной ветки нефтепровода «Дружба», поставки по которой заблокированы Украиной, и плановыми ремонтными работами на крупных российских НПЗ. Источник «Ведомостей», знакомый с графиком проведения ремонтных работ, сообщил, что в августе они запланированы на НПЗ компаний ТАИФ и «Газпром нефтехим Салават».
Обычно движение ставки фрахта нефтетанкеров отражается на дисконте в цене на российскую нефть Urals к стоимости эталонной марки «Балтика». Но пока этого не наблюдается и дисконт с каждого барреля составляет $12,2 на базисе FOB («с погрузкой на судно») Балтика и $12,5 FOB Новороссийск.
16 августа октябрьские фьючерсы на нефть Brent торговались по цене в $80,79 за баррель.
По мнению аналитика центра экономического прогнозирования Газпромбанка Вадима Пугача, существенный рост ставок фрахта начнется в сентябре и, возможно, будет сопровождаться увеличением дисконтов на российскую нефть. Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов считает, что запланированный рост добычи нефти странами ОПЕК+ с октября увеличит спрос на танкерные перевозки, что приведет к удорожанию фрахта. По подсчетам старшего эксперта экономического департамента Института энергетики и финансов Михаила Журавлева, к концу 2024 года ставка фрахта танкеров для доставки нефти из портов Балтики на запад Индии может удвоиться и превысить $12,3 за баррель.