«Ведомости» узнали о росте числа простаивающих самолетов у российских авиакомпаний
Число пассажирских самолетов с действующим сертификатом летной годности у российских авиакомпаний снизилось с конца октября 2023-го по конец июня, пишут «Ведомости». Эксперты считают, что сокращение числа самолетов в эксплуатации может быть связано с профицитом флота
Число пассажирских самолетов с действующим сертификатом летной годности (СЛГ) у российских авиакомпаний немного снизилось с конца октября 2023-го по конец этого июня: в парках 13 крупнейших перевозчиков количество «летающих» воздушных судов сократилось на 3%, до 693, пишут «Ведомости», изучившие перечень эксплуатантов, допущенных до коммерческих перевозок, составленный Росавиацией.
Согласно документу, авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») остановила эксплуатацию 12 воздушных судов, у нее в парке числится 124 самолета. У S7 и «Ямала» выбыло из эксплуатации по пять воздушных судов, у «Ютэйра» и «Аэрофлота» — по два. При этом некоторые компании увеличили число «летающих» самолетов — например, Red Wings возобновила полеты на четырех воздушных судах.
Росавиация приостанавливает СЛГ и исключает воздушное судно из реестра эксплуатантов, если оно не выполняло полеты 180 дней, отмечает главный редактор Frequentflyers.ru Илья Шатилин в разговоре с газетой.
В авиакомпании «Россия» «Ведомостям» сообщили, что у нее на консервации 19 самолетов, возобновлять полеты на них будут «по мере необходимости». В «Аэрофлоте» напомнили про три самолета, заблокированных в 2022 году в «недружественных» странах из-за решения Евросоюза закрыть воздушное пространство. В компании ответили, что 96% из 171 самолета в ее парке находятся в состоянии летной годности, остальные проходят техническое обслуживание. Источник «Ведомостей», близкий к S7, связал сокращение парка самолетов с проблемами с обслуживанием двигателей американского производителя Pratt & Whitney на Airbus A320neo и A321neo. В остальных авиакомпаниях не ответили на запросы.
Шатилин считает, что сокращение числа самолетов в эксплуатации может быть связано с профицитом флота — по его словам, на внутренних направлениях дополнительные самолеты не нужны. Он указывает и на двойную регистрацию некоторых воздушных судов, из-за которой они не могут летать за рубеж.
В 2023 году пассажиропоток российских авиакомпаний составил 105 млн человек (+10% год к году). Однако он оказался ниже (на 22%) рекордных показателей 2019-го, когда было перевезено более 128 млн человек. Глава Росавиации Дмитрий Ядров в июле прогнозировал, что пассажиропоток в этом году составит чуть более 98 млн человек.
Росавиация в июне скрыла данные о парке российских авиаперевозчиков со своего сайта, ведомство объяснило это необходимостью оптимизировать публикуемую информацию.