Великобритания внесла 11 нефтяных танкеров в санкционный список по России
Великобритания ввела санкции против 11 танкеров, которые, по утверждению британских властей, перевозят российскую нефть или нефтепродукты в третьи страны в интересах России. Введение санкций в их отношении означает, что суда не смогут заходить в британские порты, а их регистрация в судовом регистре Великобритании может быть прекращена
Великобритания ввела санкции против 11 нефтяных танкеров. Они включены в санкционный список, опубликованный на сайте британского Минфина.
В качестве причин ведомство называет перевозку танкерами российской нефти или нефтепродуктов в третьи страны в интересах России. Введение санкций в отношении танкеров означает, что они не смогут заходить в британские порты, а их регистрация в судовом регистре Великобритании может быть прекращена. Все 11 танкеров, которые были внесены в санкционный список, ходят под флагами Габона, островов Кука и Панамы.
Согласно данным портала Vessel Finder, некоторые из попавших под санкции судов двигаются из портов Южной Кореи в Мурманск, из Усть-Луги в Египет, из Приморска в Суэцкий канал, из Египта в Новороссийск и др.
В начале июля источники The New York Times сообщили, что действующие и бывшие чиновники Минфина США предложили новые меры против «теневого флота» нефтяных танкеров, которые помогают доставлять российскую нефть в обход санкций. Речь идет о введении штрафов, которые позволили бы ограничить продажи или вывести танкеры из эксплуатации. В то же время экономические советники Белого дома опасаются, что предлагаемые меры приведут к росту цен на энергоносители.
Потолок цен на поставку российской нефти по морю был введен ЕС, странами G7 и Австралией 5 декабря 2022 года на уровне $60 за баррель. 5 февраля 2023 года также вступило в силу эмбарго и потолок цен на российские нефтепродукты. Потолки должны пересматриваться раз в два месяца с учетом изменений на рынке и устанавливаться на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены, рассчитанной на основе данных Международного энергетического управления.
В декабре 2022 года Financial Times со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar писала, что Россия собирает «теневой флот» для обхода ограничений. По данным газеты, в него тогда входило 100 устаревших танкеров. Из данных энергетической консалтинговой компании Rystad следовало, что в 2022-м Россия собиралась добавить к флоту 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу. В конце января 2023 года в публикации The Economist число используемых танкеров под нефть из России оценивалось в 360 единиц. В марте 2023-го CNN писал, что ежемесячно в «теневой флот» России поступает от 25 до 35 судов. Всего, по данным издания, для перевозки российской нефти на тот момент использовалось около 600 танкеров (10% мирового рынка).
В феврале этого года вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия после введения санкций переориентировала экспорт нефти и нефтепродуктов на новые рынки. По его словам, на «дружественные» страны в 2023 году пришлось 86% экспорта нефти по сравнению с 40% в 2021 году, и 84% экспорта нефтепродуктов по сравнению с 30% в 2021 году. В июне Владимир Путин продлил действие указа о запрете на поставки нефти по контрактам с потолком цен, который был подписан в декабре 2022 года, до конца 2024-го.