К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Госдума утвердила повышение НДПИ: сильно ли пострадает бизнес

Сотрудники после работы в шахте имени С. М. Кирова (Фото Максима Киселева / ТАСС)
Сотрудники после работы в шахте имени С. М. Кирова (Фото Максима Киселева / ТАСС)
Госдума приняла 10 июля в третьем, окончательном чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, изменив c 1 января 2025 года рентную нагрузку на производителей угля, железной руды, удобрений, а также золота, алмазов и других драгоценных камней. По мнению правительства, это поможет собрать дополнительные средства в бюджет. Справедлив ли расчет и как нововведения могут сказаться на российских производителях, разбирался Forbes

Работали над законопроектом стремительно, принимали — тоже. В мае Минфин предложил пакет поправок в налоговое законодательство, которым предполагалось увеличить в 2025 году рентную нагрузку на производителей удобрений и железной руды с одновременной отменой экспортных курсовых пошлин. Тогда опрошенные Forbes аналитики сказали, что в итоге суммарная налоговая нагрузка на компании этих отраслей может снизиться, так же как и поступление средств в бюджет. Эксперты озвучивали риски, которые могли возникнуть в случае принятия поправок: подорожание производства материалоемкой продукции из азотных удобрений и сокращение инвестиционных возможностей бизнеса, который и так пострадал из-за роста стоимости оборудования. 

В конце мая, выступая на заседании правительства, министр финансов Антон Силуанов заявил, что его ведомство продолжит работу по повышению налоговой нагрузки на рентные (то есть выплачивающие государству ренту за использование природных ресурсов) отрасли. «Мы сейчас также продолжаем анализ рентных секторов экономики, исходя из внешней конъюнктуры, и видим, что здесь есть над чем еще работать», — сказал Силуанов.

Уже 3 июня правительство внесло в Госдуму проект поправок к Налоговому кодексу, добавив к майской инициативе Минфина другие отрасли — производства угля, золота, алмазов и других драгоценных камней. 20 июня Госдума приняла законопроект в первом чтении, 9 июля, после обсуждения с бизнесом и внесения поправок, — во втором, 10 июля — в третьем и окончательном. В тот же день поправки оперативно утвердил Совет Федерации.

 

По словам опрошенных Forbes экспертов, между первым и вторым чтениями законопроект претерпел ряд существенных изменений, причем где-то в сторону усиления налоговой нагрузки, а где-то — в пользу бизнеса. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Удобрения: прогнозы разнятся

Согласно принятому законопроекту, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на калийную и фосфатную руду будет определяться на базе экспортных цен на конечный продукт — хлорид калия (Potash Standard MOP bulk FOB Baltic/Black Sea — с поставкой на борт судов в портах Балтийского и Черного морей) и котировок фосфатной руды (Phosphate rock 68-70% BPL Bulk FOB Morocco — с поставкой на борт судов в порты Марокко). Базовая ставка для калийной руды (калийных солей) установлена в размере 3%, для фосфатной — 4%. Если же стоимость хлорида калия превысит $300 за тонну, а фосфатных — $200 за тонну, то надбавка к НДПИ составит 7% для калийной и 12% для фосфатной руды. 

 

Акциз на газ для производства аммиака вместо фиксированной ставки в 2400 рублей за 1000 куб. м из предыдущей версии налоговых поправок будет вычисляться по формуле, включающей стоимость карбамида на базисе (Urea Prilled bulk FOB Baltic — с поставкой на борт судов в Балтийском море). Если котировки будут опускаться ниже $300 за тонну, акциз будет взиматься в размере 6,5%, а если они окажутся выше этого уровня — 12%. При этом, согласно поправкам, производители смогут получить вычеты по акцизам на часть газа для выпуска аммиака, если он направляется на производство капролактама (из которого изготавливаются капрон и нейлон). Вычеты смогут получить также производства аммиака, которые будут запущены после 1 января 2025 года, или мощности, созданные в рамках специальных инвестиционный контрактов (СПИК).

Кроме этого, оговариваются особые условия для добычи калия на месторождениях, выработанных менее чем на 1% на 1 января 2021 года, а также на месторождениях, разрабатываемых в рамках новых проектов по специальным инвестиционным контрактам  или соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенных до конца 2020 года. В таких случаях рентный коэффициент при расчете НДПИ не привязан к мировым ценам и не учитывает возможную дополнительную доходность добычи.

Крупнейшие производители удобрений — «Уралхим»/«Уралкалий», «Акрон» и «Еврохим» — не ответили на запрос Forbes. «Фосагро» и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) отказались от комментариев.

 

Изначально идея Минфина была в том, чтобы повысить НДПИ для производителей калийных удобрений в 2,3 раза, фосфорных — в 2 раза. В первой редакции налоговых поправок предполагалось увеличить с 7 до 14 рентный коэффициент на апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды к базовой ставке НДПИ в 4%, говорит ведущий эксперт ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. Потом коэффициент предполагалось повысить до 15,5.

Но в окончательной версии была переработана вся формула путем привязки НДПИ на фосфорные руды к рыночной цене с учетом процента содержания полезного вещества в руде. Для калийных солей, отмечает Данилов, в изначальной редакции планировалось повысить с 3,5 до 8,1 рентный коэффициент к базовой ставке НДПИ в 3,8%. Далее коэффициент было решено увеличить до 8,8. Но в финальной версии вся формула также была переработана путем привязки к рыночной стоимости калия, говорит эксперт.

Аналитики расходятся в оценках, как изменения повлияют на отрасль. Данилов уверен, что производители удобрений окажутся наиболее пострадавшими от роста налогов. «Основным изменением в формуле расчета НДПИ на калийные и фосфатные руды станет привязка налога к рыночной стоимости продукции по аналогии с железной рудой, углем и рудами цветных металлов вместо ранее применявшейся привязки к себестоимости, — отмечает он. — Мы оцениваем потери «Акрона» от акциза на природный газ для аммиака в 8,6% ожидаемой в 2025 году EBITDA. В результате изменения формулы расчета НДПИ на калийные руды «Уралкалий» потеряет в следующем году 4,5% EBITDA. «Фосагро» столкнется сразу с двумя налогами: измененным НДПИ на фосфатные руды и новым акцизом на природный газ для аммиака. В результате EBITDA компании в 2025 году снизится на 2,6% благодаря росту НДПИ на фосфатные руды и еще на 2,5% — благодаря введению нового акциза».

Принцип взимания НДПИ по калийной и фосфатным рудам справедлив, полагает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. «Поскольку с суммы превышения пороговой цены берется 7% для калийных и 12% для фосфатных, то чем выше цена, тем выше НДПИ, — говорит он. — В периоды низких цен налог не будет сильно давить на экономику компаний. Исключения по СПИК и должны существовать, для этого их и заключали. Для невыработанных запасов исключение тоже понятно — нельзя останавливать развитие новых месторождений».

Особое мнение высказывает независимый аналитик Елена Сахнова, которая считает, что публичные российские производители удобрений — компании «Фосагро» и «Акрон» — могут даже выиграть от нововведений. Ведь параллельно росту НДПИ отменяется экспортная пошлина (об этом подробно писал Forbes). По расчетам Сахновой, если бы в 2025 году курсовая экспортная пошлина была сохранена, то EBITDA «Фосагро» могла бы составить 134,4 млрд рублей, при принятии предыдущих поправок Минфина — 148,4 млрд рублей, а после принятия поправок в третьем чтении она составит 162,9 млрд рублей. У «Акрона», в соответствии с тем же сценарным анализом, EBITDA в будущем году могла бы составить 62,8 млрд рублей в первом случае, 65,9 млрд рублем — в случае принятия минфиновских поправок, но после утверждения законопроекта составит 70,6 млрд рублей. Особые условия для «Фосагро» и «Акрона» пока неважны, так как у них нет собственных калийных рудников. Но для «Акрона» это будет важно после 2027 года, когда компания запустит свой калийный  рудник, говорит Сахнова. 

 

Уголь, железная руда: угольщики в плюсе, металлургам станет тяжелее

Принятыми поправками повышается утвержденная в первом чтении минимальная цена отсечения, при достижении которой НДПИ не платится. Для энергетического угля цена вырастет с $100 до $120 за тонну, для коксующегося — с $140 до $167. По коксующемуся углю рентный коэффициент НДПИ привязывается к цене на уголь в дальневосточных портах России вместо прежнего индекса SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal. Цена отсечения для антрацита и смеси для пылеугольного вдувания (смеси некоксующихся углей, используемой при доменной плавке чугуна и позволяющей снизить расход дорогостоящего кокса, — coal for pulverized coal injection или PCI) вводится на уровне $135 за тонну. В формуле расчета НДПИ для этих видов угля цены будут учитываться в портах Северо-Западного и Южного округов, а не только Дальневосточного федерального округа, как в версии первого чтения. 

Поправки незначительно позитивны для производителей угля, так как повышается цена отсечения, считает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Большую часть времени цены находятся на таком уровне, что точки отсечения приемлемы, соглашается Худалов из «Вектора Икс». «Цена для энергетического угля и антрацита, к которой применяется отсечка, определяется с учетом структуры поставок угля в зависимости от типа. Пропорция поставок энергетического угля через западные и южные порты — 50 на 50, коксующегося — 90 на 10 в пользу Дальнего Востока. В обычные годы дополнительных доходов бюджету это не даст, но в случае роста цен на мировых рынках, например в случае очередных наводнений в Австралии, можно ожидать дополнительных поступлений в бюджет. Изменения — это своего рода налог на сверхприбыль», — считает Худалов.

Поправки повышают НДПИ на железную руду до 6,7% с 4,8%. Это принесет производителям, по мнению Скрябина, незначительный негатив. Незначительный — потому что в России среди публичных компаний нет чистых производителей руды, а металлурги обладают собственными мощностями по ее добыче, и в общей структуре затрат для них это повышение будет практически незаметно, полагает эксперт.

 

Сталевары понесут скромные потери, их уровень будет зависеть от степени обеспечения собственным сырьем, согласен Данилов из «Велес Капитала». По его расчетам, EBITDA «Северстали» в 2025 году может сократится на 1,3%, НЛМК — на 1,1%, в то время как ММК, добывающий собственную руду в скромных объемах, потеряет лишь 0,1%».

По железной руде, рассуждает Худалов, получается ухудшение, так как база расчета от цены конечного продукта не зависит. Для «Металлоинвеста» и «Северстали» это неприятное изменение, особенно в условиях низких цен на прокат и на руду. Цены на прокат сейчас, по словам эксперта, опустились до $524 за тонну горячекатаного рулона с погрузкой на корабль в Китае против $600 в начале года. Цены на руду находятся на уровне $110 за тонну концентрата с содержанием железа 62%, а в начале года цена достигала $144,8. «Поэтому налоговая нагрузка растет, а привязки к цене нет, и получается, что вне зависимости от конъюнктуры цен производителям железной руды придется больше отдавать в виде НДПИ», — объясняет Худалов.

Крупнейшие металлургические и угледобывающие компании либо отказались от комментариев, либо не ответили на запрос Forbes. Представитель «Северстали» напомнила, что генеральный директор компании Александр Шевелев уже высказывал свое отрицательное отношение к нововведению, поскольку, по его словам, даже текущая ставка оказывает довольно серьезную нагрузку на бизнес.

Золото, алмазы: эффект незначительный

Согласно законопроекту, с 2025 года вводится надбавка к НДПИ на золото в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем $1900 за унцию вместо действующей с 1 июня до конца 2024 года надбавки в 78 000 рублей на один килограмм.

 

Для российских компаний, включая золотодобывающие, новая налоговая система в целом рисков не несет, так как применяться будет в период повышенной рентабельности, говорит Худалов из «Вектора Икс».

«Согласно нашим расчетам, в результате введения надбавки к НДПИ золотодобытчики потеряют несколько процентов EBITDA в 2025 году, однако размер потерь будет зависеть от себестоимости конкретного производителя, — говорит Данилов из «Велес Капитала». — Так, наиболее эффективный «Полюс», по нашей оценке, потеряет 2,5% EBITDA, а компании с более высокой себестоимостью — «Южуралзолото группа компаний», «Селигдар» — 3,0% и 3,8% соответственно». 

При текущих ценах на золото ($2373 за унцию) изменение в 10% от превышения стоимости $1900 за унцию составит $47 за унцию; по сравнению с нынешней надбавкой в 78 000 рублей за килограмм, или $27 за унцию, это будет означать небольшую переплату в $20 за унцию, посчитал Скрябин из «Альфа-Капитала». Для «Полюса» это будет, например, означать снижение годовой выручки всего на 0,9% и чистой прибыли — на 1,3%, говорит он.

Крупнейший российский золотодобытчик «Полюс» и Союз золотопромышленников не ответили на запрос Forbes.

 

Для алмазов и других драгоценных камней ставка НДПИ просто повышается до 8,4% с 8%. «Это окажет незначительное влияние на «Алросу», — комментирует Скрябин. Данилов оценивает эти потери в 1,1% EBITDA.

Но некоторые эксперты считают воздействие более ощутимым. «Однозначно наносится удар как по крупнейшему игроку, так и по мелким компаниям, пытающимся выйти на этот рынок, чтобы ускорить освоение ресурсной базы Архангельской области и Якутии, — отмечает Худалов. — Отрасль находится в нисходящем тренде, конкуренция со стороны искусственных минералов растет, сбыт исключительно затруднен санкциями и угрозами применения Кимберлийского процесса против российских минералов, а у нас повышается НДПИ без привязки к цене сбыта».

Кимберлийский процесс, объединяющий 85 стран, включая Россию, создан для того, чтобы предотвратить проникновение на рынок алмазов из зон конфликтов, добывающихся нелегально или используемых для финансирования терроризма и антиправительственных вооруженных конфликтов. После начала «спецоперации»* на Украине в этой организации звучали предложения приостановить членство в ней России. Пока этого не произошло. 

В «Алросе» не ответили на запрос Forbes. 

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+