Ставка выше — денег меньше: почему бюджет недосчитается доходов от руды и удобрений
29 мая Министерство финансов России внесло в правительство пакет предложений по изменению размера и порядка уплаты налогов для ряда отраслей, среди которых есть производители удобрений и железной руды. Как эти предложения отразятся на них?
Перераспределение рентной нагрузки
«Проведенный Минфином за 2021-2023 годы анализ выявил ряд отраслей, в основном сырьевых, где достигнутые уровни операционной рентабельности бизнеса существенно превышают средние по экономике 10-12% (в два и более раза), — говорится в материалах Минфина. — При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5-6% от выручки. Это явные признаки того, что в отрасли имеется экономическая рента, которую нужно разделить с государством».
Минфин отнес к таким отраслям производство минеральных удобрений и добычу железной руды. Для них предлагается повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с одновременным прекращением действия курсовой экспортной пошлины. Курсовые пошлины, привязанные к доллару, вводились с 1 октября 2023 года до 31 декабря 2024 года. «С учетом отмены курсовых экспортных пошлин с 1 января следующего года и высокого уровня рентабельности в этих отраслях, правительство считает обоснованным скорректировать для них формулу расчета рентных налогов, повысив уровень рентной нагрузки до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями», — отмечает Минфин.
Для добычи железной руды поправками Минфина предусматривается увеличение НДПИ в 1,15 раза, для производителей калийных удобрений — в 2,3 раза, фосфорных удобрений — в два раза. Для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для выпуска аммиака в размере 1200 рублей за 1000 кубометров.
«Данные меры направлены на более справедливое распределение доходов от ренты между бизнесом и государством и не скажутся негативно на инвестиционной привлекательности данных отраслей», — сказано в записке. Минфин подсчитал, что после корректировки рентных налогов в этих отраслях сохраняется достаточный уровень операционной рентабельности — от 25%.
Ежегодные бюджетные поступления от увеличения уровня изъятия природной ренты при добыче железной руды с 4,8% до 5,5% Минфин оценивает в 8,4 млрд рублей. Увеличение размера рентного коэффициента при добыче калийных солей, по расчетам ведомства, даст 8,9 млрд рублей в год, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд — 11,7 млрд рублей, поступления акциза на газ для аммиака — 21,7 млрд рублей. Корректировка налоговой нагрузки «не предполагается для отраслей с высоким уровнем инвестиционной активности (отношение капитальных вложений к выручке — более 20%)», отмечает Минфин.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 года, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Теперь пакет будет рассмотрен на заседании правительства 30 мая. Согласно сообщению Минфина, изменения могут быть приняты Госдумой уже в нынешнюю весеннюю сессию.
Бюджет не выиграл
По просьбе Forbes аналитики рынка подсчитали возможный эффект от предложенных Минфином изменений налоговых правил. По их подсчетам, суммарная налоговая нагрузка на производителей удобрений и железной руды будет ниже за счет отмены экспортных пошлин, то есть денег в бюджет поступит не больше, а меньше.
«НДПИ повышается с 2025 года и одновременно отменяется экспортная пошлина, поэтому чистый эффект для производителей — положительный, — прокомментировала Forbes предлагаемые поправки независимый аналитик Елена Сахнова. — Фискальная нагрузка на производителей удобрений снизится». Если в IV квартале прошлого года и I квартале нынешнего только «Фосагро» выплачивала около 8 млрд рублей пошлины и 3 млрд рублей НДПИ в квартал, то с 2025 года пошлина отменяется, а НДПИ для компании увеличится в два раза — до 6 млрд рублей в квартал, подсчитала Сахнова. По ее словам, всего производители фосфатных удобрений в случае принятия поправок будут платить 28 млрд рублей НДПИ, но при этом отменяется пошлина на сумму в более чем 40 млрд рублей. Таким образом, с учетом отмены экспортной пошлины бюджет получит меньше средств.
Ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов отмечает, что в последние годы российские власти неоднократно увеличивали налоговую нагрузку на сектор металлов, поэтому нельзя сказать, что нынешние фискальные нововведения оказались неожиданными. «Изначально триггером для изъятия части доходов у отечественных металлургических и горнодобывающих компаний стали высокие цены на большинство сырьевых товаров, имевшие место в 2021 году, — напоминает Данилов. — Тогда повышение старых и введение новых налогов обосновывалось следующим образом: благодаря росту внутренних и экспортных цен компании получили сверхприбыль, часть которой государство изымало для более справедливого ее распределения между всеми участниками рынка».
Сейчас цены на железную руду и удобрения находятся на 40-60% ниже пиковых значений 2021-2022 годов, хотя и значительно выше 2018-2019 годов, что вместе с ослаблением рубля позволяет отечественным производителям работать с хорошей рентабельностью даже без былых сверхприбылей, считает Данилов. «По итогам I квартала 2024 года рентабельность по EBITDA «Северсталь Ресурса» (занимается добычей железной руды и ее переработкой внутри «Северстали») составила 43,4% против 71,1% в 2021 году, а у ведущего производителя фосфорных удобрений «Фосагро» — 32,7% против 45,6% в 2021-м, — приводит пример эксперт. — Также «Северсталь» и Фосагро», наряду с другими публичными компаниями, генерируют сильный свободный денежный поток, что позволяет им выплачивать дивиденды, в том числе квартальные».
Таким образом, утверждает Данилов, у российских компаний указанных отраслей на данный момент имеется достаточно средств, чтобы поддерживать инвестиционные программы, рекомендовать дивиденды и выплачивать повышенные налоги, которые не нанесут серьезного ущерба рентабельности. «Согласно нашим расчетам, рост НДПИ в два раза приведет к падению ожидаемой рентабельности EBITDA «Фосагро» в 2025 году на 2,1 процентных пункта», — говорит Данилов.
В 2023-м размер уплаченного производителями калийных солей НДПИ составил 5,2 млрд рублей, фосфоритов — 11,6 млрд рублей, производители железных руд уплатили около 53,2 млрд рублей, подсчитал главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. «Таким образом, предлагаемое изменение ставок при сохранении текущего уровня цен даст увеличение НДПИ примерно на 27-30 млрд рублей, — говорит он. — При этом со следующего года может быть отменена экспортная пошлина, по которой указанные отрасли платят около 9% суммарных сборов, что должно сэкономить им до 55 млрд рублей».
Ложка дегтя
Собеседники Forbes обнаружили ряд рисков для отрасли, которые могут возникнуть в случае принятия поправок Минфина.
Увеличение акциза на производство аммиака выглядит опасной мерой, поскольку сегодня именно низкая себестоимость российских азотных удобрений позволяет успешно преодолевать санкции западных стран, разворачивая потоки в Азию, где уровень конкуренции достаточно высок, уверен Максим Худалов. «Таким образом, несмотря на в целом терпимый для бизнеса эффект от роста НДПИ при снижении пошлины, мы рискуем получить удорожание отечественного производства материалоемкой продукции из азотных удобрений, что сделает отечественную продукцию высоких переделов дороже импортной, завозимой из Китая», — делает вывод эксперт.
Введение отдельного акциза на газ для производителей азотных удобрений независимый эксперт Сахнова объясняет тем, что, в отличие от других удобрений, азотные не добываются, а получаются с использованием аммиака, который, в свою очередь, производится из воздуха и природного газа. «НДПИ платить не с чего», — заключает Сахнова.
«Негативным и долгосрочным последствием увеличения налоговой нагрузки на отрасль может стать и отсутствие стимулов к развитию, так как реализация масштабных и длительных инвестиционных проектов требует стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, в том числе в фискальной сфере», — добавляет Данилов из «Велес Капитала».
«Возможный прирост НДПИ компенсируется для отрасли снижением экспортной пошлины, правда, это приводит к росту себестоимости, а значит — к проинфляционному давлению на стоимость производства внутри страны, чего хотелось бы избежать с учетом огромного негативного влияния инфляции на экономическую ситуацию», — добавляет Худалов.
«Повышение налога на прибыль компаний с 20% до 25% трудно назвать позитивным для сектора событием, однако текущие уровни цен на сырье позволяют работать с рентабельностью, достаточной для оплаты дополнительных налогов без большого ущерба для ключевых финансовых показателей», — рассуждает Данилов.
Но с учетом того, что прибыли сейчас не так велики, эффект от повышенного налога не будет таким уж обременительным, добавляет Худалов. Тем не менее, считает он, это может ударить по инвестиционным возможностям бизнеса, которые и так пострадали на фоне резкого роста стоимости оборудования. «Будем надеяться, что рост налога на прибыль удастся увязать с объектом инвестиций бизнеса, когда большие инвестиции будут позволять снижать ставку до текущего уровня», — резюмирует Худалов.
Forbes направил запросы о комментариях крупнейшим российским металлургическим компаниям — Evraz, Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК), «Металлоинвест», Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК) и «Северстали», а также производителям удобрений — «Фосагро» (фосфорные, азотные, азотно-фосфорные удобрения, аммиак), «Уралхим»/«Уралкалий» (азотные, калийные и комплексные удобрения, аммиак), «Акрон» (фосфорные, калийные и комплексные удобрения, аммиак) и «Еврохим» (азотные, фосфорные, калийные и комплексные удобрения, аммиак) и в Российскую ассоциацию производителей удобрений (РАПУ). На момент выхода материала ответа на запросы не поступило.